Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Москва пожинает плоды войны в Чечне

Нападение на театральный центр означает провал стратегии Кремля

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Имевший место вчера вечером в Москве захват в заложники нескольких сотен зрителей мюзикла является трагическим напоминанием Кремлю о провале его жесткой политики в отношении Чечни, которую он проводил с тех пор, как республика объявила о своей независимости после распада Советского Союза. Одиннадцать лет назад лидеры Чечни прониклись тем духом неповиновения, который сподвиг прибалтийские и другие бывшие советские республики на то, чтобы идти своим путем. Однако Чечня отличалась от них тем, что была не советской республикой, а частью России.

Произошедший вчера вечером в Москве захват в заложники нескольких сотен зрителей мюзикла является трагическим напоминанием Кремлю о провале его жесткой политики в отношении Чечни, которую он проводил с тех пор, как республика объявила о своей независимости после распада Советского Союза.

После того, как республика пережила два вторжения российских вооруженных сил и после того, как чеченцы несколько раз захватывали заложников, не видно решения чеченской проблемы.

Одиннадцать лет назад лидеры Чечни прониклись тем духом неповиновения, который сподвиг прибалтийские и другие бывшие советские республики на то, чтобы идти своим путем. Однако Чечня отличалась от них тем, что была не советской республикой, а частью России.

Хотя последний президент Советского Союза Михаил Горбачев смирился с развалом империи, Борис Ельцин, первый президент новой России, не хотел, чтобы его многонациональная Российская Федерация распалась таким же образом.

Его тактика в отношении чеченцев и их лидера, Джохара Дудаева, заключалась главным образом в применении экономических санкций, направленных на изоляцию этого небольшого богатого нефтью северокавказского региона, и в его подчинении.

Когда эта тактика не возымела успеха, г-н Ельцин в 1994 году принял катастрофическое решение направить в Чечню войска. Его советники сказали ему, что это будет простая операция, которая закончится даже не за недели, а за считанные дни.

Он забыл или не знал о том, что чеченцы всегда были самым мятежным народом России. Они были недовольны победами русской армии в девятнадцатом веке, покорившей их предков, однако сильнее всего они пострадали от жестокой политики Сталина, депортировавшего весь народ в Среднюю Азию в 1944 году. В 1956 году Никита Хрущев разрешил им вернуться обратно.

Приход российских войск, усугубленный их плохой дисциплиной и жестоким поведением, воскресил все былые обиды. Сопротивление было мощным. Большинство чеченцев - мусульмане, однако их неповиновение было основано скорее на национальной гордости, чем на религии.

Массированные беспорядочные бомбардировки разрушили столицу Чечни город Грозный. Десятки тысяч человек погибли. Российские силы вернули контроль над большей частью равнинных территорий в 1995 году, однако мятежники обосновались в горах на юге республики.

Они также перенесли борьбу и в саму Россию, начав захватывать заложников в южных регионах России. В 1996 году Александр Лебедь, российский командир, получивший опыт во время войны в Афганистане, и уполномоченный г-ном Ельциным урегулировать конфликт, убедил Кремль вывести войска. Российская сторона подписала с чеченцами договор о прекращении огня, фактически предоставив им автономность, однако не заявляя об их независимости.

Аслан Масхадов, начальник штаба чеченских сил, был избран президентом в начале 1997 года. Война и изоляция превратили Чечню в "неправильное государство", в котором вооруженные группы боролись за контроль, применяя бандитские методы и захватывая в заложники как чеченцев, так и иностранных граждан.

Новый кризис разразился в августе 1999 года, когда небольшая группа исламских боевиков вторглась в соседнюю республику Дагестан. Российские войска снова использовали артиллерию и военно-воздушные силы для их подавления.

Затем произошел ряд взрывов в южных регионах России и в самой Москве. Погибли более 300 человек, а политическая обстановка накалилась. Никогда не было доказано, что эти взрывы устроили чеченцы, и многие россияне заподозрили, что во всем виноваты российские спецслужбы.

Владимир Путин, незадолго до тех событий назначенный на пост премьер-министра Борисом Ельциным, решил снова направить в Чечню войска. Несмотря на поражение, которое Россия потерпела за два года до этого, это решение снискало популярность среди россиян, напуганных волной террористических актов.

Чеченский конфликт стал основной темой в ходе парламентских выборов в декабре 1999 года, затмив собой тяжелое состояние экономики и позволив союзникам г-на Путина стать ведущей политической силой. Тремя месяцами позже он легко победил на президентских выборах.

Хотя г-н Путин и получал политические дивиденды от чеченского конфликта, российские войска действовали так же плохо, как и во время первой чеченской войны. Спустя три года после вторжения они до сих пор испытывают в республике большие трудности.

Несмотря на то, что г-н Путин неоднократно заявлял, что война закончена, на протяжении последних недель там были напряженные бои. В августе боевики сбили российский военный вертолет, в результате чего погибли 116 человек.

Десятки тысяч чеченцев были вынуждены бежать в соседнюю республику Ингушетию, где они живут в ужасающих условиях. Также вынуждено было сменить места проживания большое количество русских. Международные усилия, направленные на то, чтобы убедить г-на Путина принять предложение г-на Масхадова о начале переговоров ни к чему не привели, что еще больше укрепило решимость чеченцев продолжать борьбу.

Российский президент не замедлил извлечь выгоду из ведущейся президентом Бушем (Bush) войны с терроризмом, заявив, что Россия стала первой жертвой исламского фундаментализма.

Российские официальные лица называют взрывы московских домов "российским 11 сентября". Запад приглушил критику действий России в Чечне, и Кремль с еще большим упорством стал отказываться от переговоров.