Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Военные расходы тормозят экономический рост по всему миру

Цифры свидетельствуют о страхе

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
После террористических актов прошедшего месяца по всему миру идет увеличение военных расходов. В краткосрочной перспективе экономика выгадывает, получая заказы от военных ведомств, но в долгосрочной - нет: танки не средство производства

Тональность в мировом сообществе государств становится жестче: «Только толерантность», - лишь вчера пообещала советник по национальной безопасности Буша (Bush) Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) Ираку, если тот решит проигнорировать новую резолюцию ООН. Со времени террористических актов, совершенных 11-го сентября 2001 года в отношении Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, террористического акта на Бали и захвата заложников в Москве нервы у многих руководителей западных государств и их советников сдали.

Страх перед новыми терактами можно заметить и по цифрам: военные бюджеты выросли по всему миру, они будут продолжать расти и в наступающем году. Это стоит немалых денег и ложится бременем на бюджеты.

К тому же это мешает экономическому росту. Экономический бум 90-х годов объяснялся сокращением военных ассигнований в международном сообществе государств после окончания «холодной войны», - сказал в Париже корреспонденту газеты "Handelsblatt" экономист из ОБСЕ Винцент Коэн (Vincent Koen). Деньги, которые шли раньше на вооружения, можно было инвестировать в проекты по развитию инфраструктуры или в социальную сферу. Эти «мирные дивиденды» заканчиваются. Высокие военные расходы и выплаты военным, конечно, в краткосрочном плане стимулируют конъюнктуру, но в долгосрочной перспективе они тормозят экономический рост. Поскольку какой-то танк, конечно, обеспечивает «безопасность» как важное рамочное условие для хозяйствования, но он не способствует экономическому росту, как, например, новая дорога.

Прежде всего, пожалуй, пострадала экономика США, так как в США оборонные расходы выросли заметнее всего: с 335 млрд. долларов в 2002 финансовом году до 379 млрд. долларов в 2003 году. На 2004 год прогнозируются еще более крупные расходы, конца и края роста не видно.

Но вооружаются и другие страны. «Мы можем рассчитывать в будущем снова на высокие военные расходы по всему миру», - говорит корреспонденту "Handelsblatt" Элизабет Скенс (Elisabeth Skens) из Международного института исследований проблем мира (СИПРИ). Больше расходуют на закупку техники и на военных, прежде всего, Франция, Великобритания и Канада. Великобритания планирует пойти до 2005 года на самое значительное за последние 20 лет увеличение военного бюджета. Министр обороны Франции Мишель Альо-Мари (Michele Alliot-Marie) заявил в сентябре, что расходы на закупку вооружений будут увеличиваться в период с 2003 по 2008 год в среднем на 14,6 млрд. евро ежегодно. Канада утвердила антитеррористический пакет мер, который стоит 0,7% от всего внутреннего валового продукта (ВВП). Коэн подтверждает, что эта тенденция характерна для многих стран, входящих в ОБСЕ. Больше расходует на цели безопасности даже Германия: военный бюджет, в частности, сохраняется на прежнем уровне, как и год назад, но ФРГ приняла решение о проведении ряда дорогостоящих мероприятий по борьбе с терроризмом.

Даже если боле высокие расходы могут обещать дать экономике какой-то импульс в краткосрочном плане, то в долгосрочной перспективе военные расходы подавляют экономический рост. В одном из докладов ОБСЕ, касающемся экономических последствий терроризма, делается следующий вывод: расходы на цели безопасности, изымаемые из общественной и частной сферы, оказывают «перманентное негативное влияние на производительность», а, тем самым, - на экономику.

Определить негативный эффект в цифрах - нелегко: директор группы МВФ, занимающейся проблемами экономической политики и развития, Ури Дадуш (Uri Dadush) исходит из того, что этот эффект представляет собой 0,25 процента от уровня мирового экономического роста, который идет в жертву непродуктивным расходам на военных и полицию.

В одном из докладов ОБСЕ подсчитано, что увеличение расходов на военных и полицию на 1% ВВП плюс увеличение частных расходов на цели безопасности на 0,5% ВВП приведет через пять лет к сокращению мощности экономики на 0,7%.

Эксперт по вопросам конъюнктуры из гамбургского архива мировой экономики Гюнтер Вайнерт (Guenther Weinert) подтверждает эту тенденцию, но он против ее количественного выражения. «Что негативный эффект - понятно, но сколь масштабным он будет, вряд ли можно сказать», - говорит Вайнерт.

На экономическое развитие оказывает влияние также то, как дополнительные расходы на цели безопасности и военных будут финансироваться. Более высокие налоги тормозят развитие экономики, а финансирование за счет кредитов ставит под угрозу бюджетные цели. В докладе ОБСЕ говорится: «Расходы общества на цели безопасности мешают консолидированному бюджету». Именно при администрации Буша, добивающейся одновременно уменьшения налогов, более высокая задолженность в финансировании оборонных расходов становится неизбежной.

Но в докладе ОБСЕ называются и другие причины, по которым «мирные дивиденды» могут оказаться съеденными. В условиях роста военных расходов на этом секторе сосредотачиваются исследования и разработки. Но, с другой стороны, в этой связи появляются открытия, которые могут пойти на пользу всем, они не учитываются в экономическом анализе как заслуга военных: например, изобретение Интернета.