Новые принципы предусматривают систему максимального сдерживания против применения ядерного оружия, исключительно политический контроль над принятием решения о применении ядерного оружия, эффективное взаимодействие между гражданскими и военными руководителями в управлении ядерным потенциалом, говорится в специальном заявлении правительства, сделанном после заседания Правительственного комитета по безопасности (ПКБ).

На заседании ПКБ рассматривались вопросы осуществления разработанной ранее ядерной доктрины Индии, состояния боеготовности стратегических сил страны и системы их функционирования и контроля.

Важность нынешнего правительственного сообщения вытекает из решения индийского правительства делать публичными для Индии и мира некоторые намерения страны в области управления своим ядерным потенциалом. Таким образом проясняется ситуация относительно состава СЯК и того, каким образом он будет осуществлять контроль над атомным оружием.

Так, в соответствии с правительственной информацией, СЯК будет состоять из двух уровней - Политического совета и Исполнительного совета. Первый, возглавляемый премьер-министром, является «единственным органом, отвечающим за принятие решений относительно применения ядерного оружия». Исполнительный совет, возглавляемый cоветником по национальной безопасности при премьер-министре, призван «обеспечивать конкретное исполнение решений СЯК и исполнять директивы Политического совета».

ПКБ также одобрил введение поста главнокомандующего СЯК, который будет отвечать перед правительством за управление ядерным оружием. Ожидается, что на этот пост будет назначен один из высших командиров индийских ВВС. Таким образом, отмечается в правительственном сообщении, формируется эффективная система взаимодействия гражданских и военных руководителей по вопросам принятия и исполнения решений по применению ядерного оружия.

Выразив удовлетворение состоянием боеготовности ядерного арсенала, ПКБ вновь подчеркнул, что Индия в принятии решений будет руководствоваться принципом «минимального сдерживания», намерена применять ядерное оружие только в качестве ответного удара и не применять его в отношении неядерных государств. В то же время Индия открыто заявляет, что в случае нападения со стороны ядерного государства ответ последует «настолько массированный, чтобы нанести противнику непоправимый ущерб». Индия также указала на необходимость осуществления строгого контроля над экспортом «чувствительных технологий и материалов» и своей готовности к международной многосторонней системе соглашений, контролирующей данный процесс, заявила о продолжении моратория на ядерные испытания и приверженности принципам всеобщего и полного разоружения.

Общие принципы ядерной доктрины Индии были подготовлены специальным комитетом Совета национальной безопасности, созданного вскоре после ядерный испытаний в мае 1998 г. Проект доктрины был опубликован уже в августе того же года. Четыре года продолжалось его обсуждение, и нынешний итог показал, что основные принципы проекта оказались одобренными всеми без исключения и легли в основу ныне утвержденной системы. Единственным новым элементом стало введение в текст понятия «не применять ядерное оружие первыми» и то, что Индия считает свой ядерный потенциал сдерживающим фактором не только против применения в отношении нее ядерного оружия, но и химического, и бактериологического.

Местные наблюдатели отмечают, что принципы ядерной доктрины Индии и опубликованная система управления ядерным потенциалом находятся в соответствии, за немногими исключениями, с принципами, которых придерживаются и другие ядерные государства. С другой стороны, отмечают специалисты, ПКБ не раскрыл всех секретов относительно состава и управления СЯК, и несколько загадочно прозвучало краткое замечание ПКБ, в котором говорится, что правительство «рассмотрело и одобрило некоторые условия для введения альтернативных звеньев управления ответными ядерными ударами при всех возможных обстоятельствах». Видимо, полагают здесь, это предусматривается на тот случай, когда премьер-министр окажется не способным к активным действиям или же произойдет нечто из ряда вон выходящее. Не исключено, считают специалисты, что ближайшее время позволит несколько прояснить ситуацию в этом плане, однако очевидно одно: Индия становится ядерным государством не только по факту обладания ядерным оружием, но - главное - и по факту наличия действенной системы управления им и контроля над ним.

Примечательно, что практически одновременно с заявлением ПКБ о создании СЯК опубликовано заявление президента Индии Абдул Калама, известного ученого-ракетчика, который вопреки традиции, которой придерживаются индийские президенты и не выступают с эпохальными сообщениями, ограничиваясь функциями почетного главы государства, заявил на Конгрессе индийских ученых (КИУ) в Бангалуре, что необходимо создать «глобальную систему защиты искусственных спутников Земли». Впервые за 90 лет существования КИУ на нем выступил президент страны и сделал доклад на указанную тему, в котором поделился своими разработками относительно путей создания подобной системы, которая сегодня становится насущной необходимостью, позволяющей не нарушить сложившуюся систему спутниковой связи, навигации и метеорологии. В связи с этим в местной печати появились осторожные комментарии относительно того, не является ли новая система ответом на американские «звездные войны»?

Дели

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.