Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Владимир Войнович: Россия пьяна от коррупции

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Коррупция в России достигла катастрофических масштабов, а против нее не ведется серьезной борьбы. Ужесточить наказание за взяточничество? Этот шаг приведет только к увеличению взяток. Чем суровее наказание, тем больше нужно будет заплатить, чтобы его избежать. Чиновники не хотят бороться с коррупцией, потому что они сами коррумпированы. Поэтому «простые люди» относятся к данному явлению с пониманием. Они говорят про своего мэра: Конечно, он крадет, но посмотрите, как много он сделал для нашего города

Прошлый год показал, что Таиланд более чем беззащитен перед лицом коррупции. Однако есть такие страны, как Россия, в которых в этом отношении дела обстоят еще хуже

Мой друг Борис напился у меня в гостях. Я сказал, что в пьяном виде ему лучше не садиться за руль. Он спросил меня, а почему, собственно? «Ты же нетрезв, - сказал я. - Разве ты не боишься милиции?» «Нет, - ответил Борис. - У меня есть надежный документ с изображением Бенджамина Франклина. Он всегда помогает мне». С этими словами Борис показал мне шоферские права, из которых торчала стодолларовая купюра.

Конечно, я знал, что дорожная милиция берет взятки, и все же опасался, что ему попадется неподкупный милиционер. «Ну что ты, чтобы работать гаишником, нужно платить своему начальнику. Если рядовой гаишник не берет взятки, как он сможет платить своему боссу? Половина водителей города Москвы ездит с фальшивыми правами.

Те идиоты, которые пытаются жить по-честному, вязнут в бюрократической трясине. А так платишь 100 баксов и ездишь без проволочек».

Такие явления как взяточничество и растрата финансовых средств всегда имели место в России, как до Ленинской октябрьской революции, так и после нее. Однако прежде они не имели такого титанического размаха, как сегодня. Взятки берут все, везде и за все. По словам Бориса, лишь те, кто не дают взяток, не берут их.

Взяточничество процветает в большинстве институтов, и борьба против этого явления всегда заканчивается или катастрофой, или поражением. Милиционеры, прокуроры и таможенники берут взятки. От взяток нет спасения.

Недавно я посетил один из красивейших подмосковных дачных поселков. Я попал в шикарное место, которое портили высокие заборы и охрана, чем-то напоминавшие гулаг. Рассматривая безвкусно декорированные претенциозные дома, я спросил, кому они принадлежат. Мне сказали, что в одном доме живет заместитель мэра Москвы, в другом - известный певец, в третьем - сын московского прокурора. Но самая шикарная усадьба принадлежала скромному офицеру таможенной службы.

Коррупция более опасна для России, нежели война в Чечне. Чеченская война давно бы закончилась, если бы не было коррумпированных генералов, офицеров, чиновников и милиционеров, продающих оружие и продовольствие чеченским сепаратистам.

Недавно по российскому телевидению показывали автобус, курсирующий между Грозным и Москвой. Это был точно такой же автобус, что использовали террористы, чтобы провезти в Москву 120 кг взрывчатки для захвата театра в Дубровке, имевшего место в октябре. Как известно, операция по спасению заложников стоила многим из них жизни.

Одна из пассажирок автобуса везла с собой взрывчатку, прикрытую тканью, пропитанной специальной кислотой, отбивающей нюх у натасканных на нее сыскных собак. Ее предосторожности оказалась ненужной, в наши дни автобусы никто не обыскивает. По словам шофера, не знавшего, что везет с собой пассажирка, за время поездки автобус останавливали 50 раз. И каждый раз повторялось одно и то же.

Милиционер спрашивал: «Ты знаешь цену?» Шофер отвечал утвердительно, платил взятку и ехал дальше. Если бы он не платил взяток, автобус стоял бы часами на каждой остановке, из которых к концу поездки сложились бы дни.

Война в Чечне идет своим чередом и не только потому, что чеченцев поддерживают Аль-Каида и целый «Террористический Интернационал». Она продолжается потому, что в качестве их союзника выступает коррупция. Милиция, военные, гражданские взяточники и воры, которые облагают граждан Чечни налогами, просто грабят их, продают оружие и взрывчатку террористам, выдают им карты минных полей и снабжают их фальшивыми документами. В мае этого года для теракта в Каспийске террористы использовали оружие, приобретенное у российских военных.

У чеченских сепаратистов есть современные виды оружия. Откуда? В горах, в которых они скрываются, нет магазинов, в которых его можно было бы купить. А вот у российских солдат, сражающихся против них, есть склады, с которых его можно украсть, чтобы затем продать. И не только - оружие: некоторые офицеры младшего командного состава продают своих солдат в рабство.

Коррупция в России достигла катастрофических масштабов, а против нее не ведется серьезной борьбы. Ужесточить наказание за взяточничество? Этот шаг приведет только к увеличению взяток. Чем суровее наказание, тем больше нужно будет заплатить, чтобы его избежать.

Чиновники не хотят бороться с коррупцией, потому что они сами коррумпированы. Поэтому «простые люди» относятся к данному явлению с пониманием. Они говорят про своего мэра: Конечно, он крадет, но посмотрите, как много он сделал для нашего города.

Обычные люди также не любят честных тружеников. Почему? Билет на поезд стоит 100 рублей, однако если заплатить небольшую взятку, можно добраться до пункта назначения и за 50 рублей. И пассажир, и проводник выигрывают от такого положения вещей. Одна честная бабушка рассказала мне, что она как-то купила билет на поезд. Проводник не пустил ее на том основании, что этот поезд не обслуживает пассажиров с билетами.

Для миллионов россиян коррупция - нормальное явление повседневной жизни. Если вы не хотите, чтобы ваш сын служил в армии, заплатите чиновнику в военном комиссариате, чтобы тот вычеркнул его имя из списка призывников или дайте взятку врачу, чтобы тот признал его «негодным для прохождения службы в армии». Деньги откроют перед вами двери любого колледжа, независимо от аттестата. Вы можете ездить за рулем пьяным, превышать скорость, проезжать на красный свет, если у вас в кармане есть лишний Бен Франклин, которым можно расплатиться им с милицией.

Александр Меншиков, министр Петра Великого, хорошо понимал, что войну против взяточников невозможно выиграть. Когда царь Петр, уставший бороться с российской коррупцией, решил повесить чиновников, берущих взятки, Меншиков предостерег его: «Ваше Величество, так у вас вообще не останется подданных».

С тех пор минули столетия, и ситуация становится все более зловещей. Теперь государство в случае искоренения коррупции может остаться без своих граждан. А вот если не остановить победное шествие взяточников, граждане могут остаться без государства.

Владимир Войнович, один из самых известных российских писателей, его перу принадлежит "Жизнь и приключения Ивана Чонкина"