Российский рекламный рынок развивается быстрее, чем рекламные рынки остального мира. В прошлом году расходы на рекламу в России выросли на 50%, в то время как на западных рекламных рынках либо царит застой, либо наблюдается тенденция к снижению затрат на продвижение продукции.

Рост рекламного рынка России отражает ситуацию в ее экономике, прирост которой в 2002 году достиг отметки в 4%, благодаря высоким ценам на нефть, основной статье российского экспорта. На фоне спада, наблюдаемого во всем мире, в России имеет место интенсивный рост стоимости акций, корпоративных прибылей и потребительского спроса. Неудивительно, что рекламщики торопятся извлечь выгоды из создавшегося положения. Большие города, вроде Москвы, наводнены рекламными щитами, неоновыми вывесками и даже видеорекламой, которую можно увидеть на придорожных экранах. Здесь продают все: от мобильных телефонов и автомобилей до водки.

По данным Российской ассоциации рекламных агентств, в 2002 году расходы на рекламную продукцию выросли на 51%, то есть до - 2,68 млрд. долларов, по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Самый большой скачок на российском рекламном рынке зафиксирован в секторе телевизионной рекламы, в котором расходы подскочили на 76% (до 900 млн. долларов).

В целом же рекламный бюджет России остается сравнительно небольшим. Если в США расходы на рекламу составляют около 500 долларов на человека, то в России - всего 19 долларов. «В долларовом эквиваленте российский рынок рекламы растет быстрее, чем любой другой в западном мире, - считает Джонатан Барнард (Jonathan Barnard), аналитик компании ZenithOptimedia. - Несмотря на это, расходы на рекламу составляют всего 0.6% (от валового внутреннего продукта), то есть почти половину рекламного бюджета развитой индустриальной страны».

И все же рекламный бум в России поражает воображение, особенно если сравнить его со спадом в Европе. Так в 2002 году, по данным компании ZenithOptimedia, в Германии расходы на рекламу сократились на 5%, во Франции и Великобритании - на 1%. И только в США этот показатель увеличился на 1,3%. По мнению экспертов из Российской ассоциации рекламных агентств, в этом году, благодаря грядущим в декабре парламентским выборам, российский рекламный рынок за счет политической рекламы вырастет еще на 50% (до 4 млрд. долларов). Специалисты из ZenithOptimedia предрекают, что в 2003 году российские рекламщики освоят еще 41% инвестиций в дополнение к уже вложенным средствам.

Важным фактором российского рекламного бума стало растущее влияние российских компаний, рекламные бюджеты которых сопоставимы с аналогичными бюджетами международных компаний. Так, несмотря на то, что такие крупные западные компании, как Procter & Gamble и Unilever, по-прежнему сохраняют лидерство в области расходов на рекламу, самым крупным рекламодателем в России, по данным Российской ассоциации рекламных агентств, является московская компания по производству молочных продуктов и соков Wimm-Bill-Dann. К этому стоит добавить, что более 60% российского рекламного рынка контролируют отечественные компании.

«Россия в настоящий момент входит в десятку крупнейших рынков рекламы в Европе», - считает Владимир Евстафьев, президент Российской ассоциации рекламных агентств.

По мнению аналитиков, рекламный бум в России обусловлен также и сравнительной дешевизной рекламных щитов и недостаточно жесткой, по сравнению с Западом, регламентацией такой рекламы. По оценкам Евстафьева, третья часть рекламных щитов установленных в России, не имеет легального статуса. И это притом, что наружная реклама в настоящий момент составляет пятую часть российского рекламного рынка, в то время как на Западе - всего лишь около 5%.

«Популярность рекламных щитов в России объясняется тем, что на них можно разместить простую и доступную информацию, вполне достаточную для продвижения того или иного товарного знака, - говорит Джонатан Барнард. - Как раз на этой стадии развития находится сейчас большая часть российских компаний».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.