Европейские и американские компании борются за увеличение своего присутствия на российском рынке.

Они продвигаются медленно, но верно. С каждым днем вокруг России все сильнее сжимается кольцо предпринимательских войск Европы и Соединенных Штатов. Компании с того и другого берега Атлантики присматриваются к Москве и пытаются захватить формирующийся рынок, который обе стороны считают стратегически важным.

В настоящий момент игра в области возведения новых производственных площадей между Соединенными Штатами и Европой закончилась вничью. Начиная с 1995 года европейские компании инвестировали немногим более 11100 миллионов евро, что составляет 39% всех капиталовложений, полученных Россией, в то время, как американские компании направили в Россию 9600 миллионов евро, что эквивалентно 33,5% инвестиций в российскую экономику.

Похоже, однако, что сегодня европейцы вырвались вперед. В 2002 году ЕС оказался лидирующим инвестором, вложившим в российскую экономику 1900 млн. евро, что значительно превышает сумму в 600 млн., вложенных американскими предпринимателями.

По мнению опрошенных источников в предпринимательских кругах, Соединенные Штаты поняли, что увеличивая свое присутствие на Востоке, европейские компании, в действительности, хотели сделать прыжок в сторону России. Сегодня американцы вынуждены реагировать, чтобы иметь возможность конкурировать с европейцами. "США не готовы потерпеть поражение на поле коммерческой битвы и повторно столкнуться с ситуацией, сложившейся в странах Восточной Европы, оказавшихся экономически практически захваченными европейцами", - говорят представители инвестиционной группы "Litexco".

На рынке финансирования, к примеру, ощущается рост числа представителей пенсионных фондов, приезжающих из Соединенных Штатов в Россию для подготовки российских коллег. Но больше всего американцы пытаются укрепить свое господство в нефтяном секторе. Если говорить конкретнее, то американские компании участвуют в многочисленных тендерах на строительство нефтепроводов. Генеральный директор каталонской компании "Simon", уже два года работающей на российском рынке, Хавьер Торра (Xavier Torra) поясняет, что "американцы имеют свою долю во многих крупных и связанных с правительством контрактах".

Европейцы же, напротив, благодаря увеличению в России потребительского спроса, концентрируют свое присутствие в таких направлениях, как продажа товаров народного потребления, напитков и продуктов питания (за последние десять розничный товарооборот в этой отрасли ежегодно вырастал на 8-9%), развитие инфраструктур (например, строительство дорог). "Европейцы поддерживают гораздо больше контактов с малым и средним бизнесом и работают в тех секторах экономики, в которых важнее оказываются личные отношения, а не политическая поддержка", - говорит Торра.

По мнению представителей "Litexco", стоит проводить различие между крупными городами - Москвой и Санкт-Петербургом - и остальной частью рынка. Города предоставляют хорошие возможности в области строительства и оказания услуг - как общественных, так и частных. Высокий потенциал развития остается за отраслью связи и транспорта. Вне городов отставание в развитии ощущается гораздо сильнее.

В предпринимательских кругах полагают, что одной из проблем более широкого распространения европейского бизнеса в России являются языковая проблема и излишняя бюрократия. "Российское законодательство крайне запутано, малонадежно и малосодержательно. Если у тебя нет местного компаньона, то шансов остаться на плаву крайне мало", - говорит генеральный директор компании "Simon". В действительности, когда речь заходит об инвестициях в российскую экономику, необходимо принимать во внимание местные особенности и, прежде всего, политический фактор. В настоящий момент в Думе идет обсуждение проекта закона, предполагающего, что в вопросе слияния предприятий стратегической важности, последнее слово будет оставаться за правительством.

В отношении иностранных компаний позиция Кремля по-прежнему остается двойственной. Директор восточно-европейского департамента аналитического подразделения журнала "The Economist" Лаза Кекич (Laza Kekic) полагает, что в этом противоборстве фаворитом является Европа. "Хорошие отношения между Путиным и Бушем (Bush) всего лишь видимость, это просто маска", - убежден Кекич. В этом направлении был дан ясный сигнал. Кремль решил отозвать у компаний "Chevron-Texaco" и "Exxon-Mobil" лицензии на добычу нефти в дальневосточных регионах страны. Права на разработку месторождений достались американским компаниям в 1993 года, а сегодня российские власти намерены провести новый конкурс.

Профессор международной политики IMD и автор многочисленных работ о России Жан-Пьер Леман (Jean Pierre Lehman), напротив, полагает, что победа в итоге достанется американским компаниям. "У крупных американских корпораций гораздо больше возможностей оказывать влияние на Вашингтон, чем у европейских - на Брюссель. И, в действительности, именно это интересует Москву", - говорит Леман. Борьба за российский рынок только началась.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.