Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Рональд Рейган и план саботажа Советов

В книге подробно рассказывается о том, как программа холодной войны привела к упадку технологий

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Бывший сотрудник Белого дома во времена Рейгана в своих новых мемуарах рассказывает, что в январе 1982 года президент Рональд Рейган утвердил разработанный ЦРУ план саботажа советской экономики путем тайной передачи научно-технических достижений, содержащих скрытые дефекты, в том числе и программное обеспечение, которое позднее привело к мощнейшему взрыву на газопроводе в Сибири

Бывший сотрудник Белого дома во времена Рейгана в своих новых мемуарах рассказывает, что в январе 1982 года президент Рональд Рейган утвердил разработанный ЦРУ план саботажа советской экономики путем тайной передачи научно-технических достижений, содержащих скрытые дефекты, в том числе и программное обеспечение, которое позднее привело к мощнейшему взрыву на газопроводе в Сибири.

Томас Рид, бывший министр ВВС США, служивший в то время в Совете национальной безопасности, рассказывает об этом в своей книге "На краю пропасти: история холодной войны. Взгляд изнутри", которая в следующем месяце выйдет в издательстве Балантайн пресс. Рид пишет, что взрыв газопровода всего лишь один из примеров "экономической войны с холодным взглядом" против Советского Союза, которую ЦРУ вело под руководством директора Уильяма Дж. Кейси в последние годы холодной войны.

В те времена США пытались перекрыть импорт советского природного газа в Западную Европу. Отмечались также признаки попыток Советского Союза похищать разработанные Западом прогрессивные технологии. Агент в КГБ подготовил перечень интересовавших Советский Союз достижений, и ЦРУ передало Советам дефектное программное обеспечение таким образом, чтобы те не догадались (о подвохе).

"С целью нарушения советских поставок газа, валютных поступлений с Запада и подрыва российской экономики в программное обеспечение, которое должно было использоваться для управления насосами, турбинами и клапанами, ввели команды, приводящие через определенное время к серьезным сбоям в работе - изменение скорости работы насосов и порядка переключения клапанов, чтобы давление поднялось выше показателей допустимых для резьбовых и сварных соединений трубопровода", - пишет Рид.

"Результатом стал самый мощный из неядерных взрывов и самый крупный пожар, наблюдаемый из космоса", - вспоминает автор и добавляет, что американский спутник отметил взрыв. В интервью Рид сказал, что взрыв произошел летом 1982 года.

"Хотя взрыв не повлек за собой человеческих жертв, советской экономике был нанес значительный ущерб," - пишет Рид. "Холодной войне положили конец не ожесточенные сражения, не опасение ответного ядерного удара, а окончательный провал.

Со временем Советы сообразили, что они воруют подложные достижения, но что им оставалось делать? В принципе каждая клеточка советского Левиафана могла оказаться зараженной. У них не было возможности узнать, какое оборудование у них работоспособное, а какое дефектное. Все ставилось под сомнение, что и привело к запланированному завершению операции в целом."

Рид сказал, что получил специальное согласие ЦРУ на публикацию сведений об этой операции. Об охоте КГБ за последними научно-техническими достижениями Запада ЦРУ узнало в ходе операции "Досье Фаревела". Ранее были раскрыты некоторые подробности операции в том числе журналом ЦРУ "Studies in Intelligence" в опубликованной им исследовательской работе 1996 года. Автором исследования был Гус У. Вайс, специалист в области технологий и разведки, служивший вместе с Ридом в Совете национальной безопасности и сыгравший важную роль в зарождении плана по внедрению дефектных материалов. Вайс умер 25 ноября в возрасте 72 лет.

Из статьи Вайса и книги Рида следует, что в 1970 году в КГБ было создано новое подразделение, известное под названием Управление Т, которое должно было изучать западные научно-технические разработки, остро необходимых технологий. Оперативное подразделение Управления Т, непосредственно занимавшееся хищением технологий, было известно под кодовым названием Направление Х. Шпионов из этого Направления часто отправляли в Соединенные штаты в составе советских делегаций. Однажды во время экскурсии на самолетостроительный завод Боинга "советский гость прикрепил к подошвам своих ботинок липкую ленту, чтобы собрать образцы металла", - писал Вайс.

Затем, на июльской 1981 года встрече на высшем уровне в Оттаве президент Франции Франсуа Миттеран сказал президенту Рейгану, что французская разведка завербовала агента под псевдонимом "Farewell", полковника Владимира Ветрова 53-летнего инженера, который занимался оценкой разведданных, собранных Управлением Т.

Ветров, который, по словам Вайса, оказывал услуги из идеологических соображений, сфотографировал и передал 4.000 документов по программе. Эти документы позволили раскрыть имена более чем 200 сотрудников Направления Х во всем мире и показали, каким образом Советы осуществляли свою разностороннюю деятельность по хищению западных научно-технических разработок.

"Рейган проявил большой интерес к секретной информации Миттерана и с благодарностью принял предложение о передаче имеющихся материалов администрации США," - пишет Вайс. Досье Фаревелла было доставлено в ЦРУ в августе 1981 года. "Оно вызвало настоящую бурю, - вспоминает Вайс, - все документы были исключительно точными. В них раскрывалась степень проникновения Советов в лаборатории, на предприятия и правительственные учреждения США и других стран Запада."

"Эти материалы буквально оживили мои ночные кошмары", - вспоминает Вайс. Документы свидетельствовали, что Советы украли ценные сведения о радарах, компьютерах, инструментарии и полупроводниках. "Наша наука работала на их оборону."

В досье Фаревелла имелся перечень потребностей Советов на ближайшее будущее. В январе 1982 года Вайс предложил Кейси программу передачи Советам технологии, которая после кратковременной нормальной работы неожиданно откажет. Рид сказал, что СРЦ должно добавить кое-что еще к программному обеспечению, которым интересуется КГБ.

"Рейган с энтузиазмом принял план, - пишет Вайс. - Кейси дали команду к началу операции." По утверждению Вайса "американская промышленность помогала в подготовке изделий для "продажи" Направлению Х." О некоторых элементах дефектной технологии рассказывалось в 1986 году в журнале Aviation Week and Space Technology и в 1995 году в книге Питера Швайцера "Победа: Секретная стратегия администрации Рейгана, которая ускорила развал Советского Союза".

О саботаже на газопроводе ранее не рассказывали. Первые сообщения о взрыве, пишет Рид, вызвали настороженность у военных и в Белом доме. "NORAD опасался запуска ракеты из того места, где никаких ракет по их данным не было," - пишет Рид, имея в виду Штаб противовоздушной обороны Северной Америки. "Или, быть может, детонация небольшого ядерного взрывного устройства." Спутники, однако, не зафиксировали никаких следов ядерного взрыва.

"Раньше такие противоречивые сведения могли бы обернуться международным кризисом, - добавляет Рид, - Гус Вайс вышел в зал, и успокоил сотрудников."

Роль Рейгана и Соединенных штатов в развале Советского Союза активно обсуждается и сегодня. Некоторые считают, что ключевым фактором стала политика США - наращивание военной мощи при Рейгане; СОИ; предложенная Рейганом система противоракетной обороны; противостояние с Советским Союзом в региональных конфликтах; достижения США в области высоких технологий. Другие же более важными считают события внутри Советского Союза, в том числе экономический спад и революционную политику гласности и перестройки Михаила Горбачева.

Рид, который служил в Совете национальной безопасности с января 1982 по июнь 1983 года сказал, что позднее США и их союзники по НАТО "разрушили всю разведывательную сеть Направления Х как в США, так и за их рубежами. Сердце сбора научно-техничских сведений СССР остановилось и больше на забьется.

И все же шпионскую деятельность Ветрова выявили, и он был казнен в 1983 году.