Евросоюз приступил к подсчету стоимости своего морального руководства в отношении Киотского протокола, направленного на снижение парникового эффекта, перегревающего планету. Союз избрал наиболее эффективный способ добиться цели путем внедрения с будущего года системы торговли [квотами] на выбросы на территории ЕС. Смысл затеянного в том, чтобы приобрести право на максимальные выбросы за минимальную дополнительную цену. Но минимальная цена может оказаться слишком высокой, если никто не последует за ЕС.

Киотский протокол сформулирован столь странно, что может вступить с силу, только если его ратифицирует Россия. Москва же тянет резину. Это заставило министра энергетики ЕС Лойолу де Палацио (Loyola de Palacio) выступить с предложением об установлении для России крайнего срока, чтобы она прекратила бесконечное откладывание ратификации Протокола. Если Москва ответит "НЕТ", ЕС придется приступить к осуществлению плана В. Такой план, считает она, сохранит задачи на снижение выбросов ЕС в соответствии с Киотским протоколом, но позволит решить их с наименьшим ущербом для конкурентоспособности европейской промышленности.

Тем не менее, Романо Проди (Romano Prodi) - президент Комиссии - поумерил ее пыл, заявив, что ее выступления на тему плана на случай чрезвычайной ситуации предполагает ослабление Брюссельского рычага для выдавливания "ДА" из Москвы. Россия накопила немалый опыт связывания рук Брюсселю вместе с его рычагами. Многие годы Москва игнорирует просьбы ЕС протокол о транзите энергии.

Если госпожа де Палацио согласна с прозвищем г-жа Нелояльность ("Disloyola"), которым наградили ее коллеги по Комиссии, это может объясняться особенностями ее родины - Испании, весьма далекой от своих целей по снижению выбросов. Однако, ее беспокойство по поводу воздействия Киотского протокола на экономику разделили и в Юнисе (Unice) - Европейском промышленном лобби, которое на прошлой неделе обратилось к лидерам ЕС с предложением обсудить этот вопрос на ежегодном экономическом совещании, запланированном на этот месяц.

Цены на энергию, начавшие снижаться вслед за либерализацией рынка пару лет назад, снова полезли вверх. Отчасти это объясняется законами цикличности, отчасти повышением национальных и общеевропейских налогов. В декабре прошлого года ЕС утвердил минимальные налоги на энергию, и в январе следующего года вступит в силу и налог на углеводороды, установленный на цены по которым будут продаваться разрешения на выбросы.

Что еще может предпринять Европа для сокращения вредных выбросов как не еще выше поднять налоги на энергию? Это, по крайней мере, поддержит атомную энергетику, не дающую выбросов углекислого газа. Но позиции стран ЕС расходятся в этом вопросе. Они, напротив, отдают предпочтение возобновляемой энергии, такой как энергия ветра, и активно субсидируют развитие этой области, хотя и по существенно различным национальным программам помощи. Эти программы остро нуждаются в сведении в единую программу ЕС с тем, чтобы производители энергии из возобновляемых источников имели возможность конкурировать с использованием экономических критериев оценки, как делают это другие производители энергии.

В течение длительного времени придется убеждать таких активных загрязнителей атмосферы, как США, не присоединившиеся к Киотскому Протоколу и Китай, не без выгоды оставшийся, наряду с другими развивающимися странами, за его пределами, в необходимости присоединиться к борьбе с глобальным потеплением. Европа не может здесь выиграть в одиночку, ну а предводительствовать бессмысленно, если за тобой никто не следует.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.