Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мало задач по сложности могут сравниться с попыткой за десять с небольшим лет завершить политический процесс, который на Западе занял многие десятилетия, а то и века. Но именно это и пытается сделать Казахстан с момента обретения независимости в 1991 г. В Соединенных Штатах рынок предшествовал демократии. Мы же в Казахстане стремимся одновременно заложить основы рыночной экономики, гражданского общества и демократии

Мало задач по сложности могут сравниться с попыткой за десять с небольшим лет завершить политический процесс, который на Западе занял многие десятилетия, а то и века. Но именно это и пытается сделать Казахстан с момента обретения независимости в 1991 г.

В Соединенных Штатах рынок предшествовал демократии. Мы же в Казахстане стремимся одновременно заложить основы рыночной экономики, гражданского общества и демократии.

После распада Советского Союза, по нашему мнению, это был единственный способ добиться экономического роста и повышения жизненного уровня при сохранении стабильности. Без любого из этих трех компонентов вряд ли можно было реально ожидать, что богатое нефтяными ресурсами государство размером с Западную Европу, но по численности населения уступающее Голландии, смогло бы сохранить независимость.

Наши действия в начале 1990х гг., в том числе и решение избавиться от арсеналов ядерного оружия, которые мы унаследовали от Советского Союза, заложили основы нашей стабильности и процветания. Как отметил министр обороны США Доналд Рамсфелд в ходе визита в нашу страну, состоявшегося на прошлой неделе, если бы Саддам Хусейн последовал примеру Казахстана, война в Ираке никогда бы не началась. Сегодня мы являемся важнейшим союзником Соединенных Штатов в Центральной Азии и силой, обеспечивающей стабильность и безопасность в регионе.

Нацелившись на радикальные перемены, мы вынуждены были опираться в первую очередь на собственные ресурсы, строить новые гражданские институты с нуля, освобождать промышленность от пут государственной собственности и планировать политические реформы таким образом, чтобы они отражали широкое религиозное и этническое разнообразие Казахстана.

Сегодня 90% казахской экономики находится в частных руках. Рост в последние четыре года достигал в среднем 10% и, согласно прогнозам, будет продолжаться примерно на том же уровне. Наши финансовые институты приближаются к западным стандартам эффективности. Проблема бедности неуклонно решается, безработица сокращается, а разумная макроэкономическая политика позволяет поддерживать инфляцию на низком уровне.

Одновременно экспорт нефти растет на 15% в год. Учитывая, что мировая потребность в энергоносителях в нынешнем столетии должна удвоиться, международное сообщество признает, что Казахстан превращается в важного и ответственного игрока на мировом энергетическом рынке.

Мы понимаем, однако, что в долгосрочной перспективе нефтяные доходы сами по себе не в состоянии обеспечить процветание или гармоничные межэтнические отношения. Только разнообразная, гибкая экономика позволит нам справиться с проблемой бедности на селе, достичь современных стандартов в области здравоохранения, занятости пенсионного обеспечения, а также покончить с незаконной миграцией, притоком наркотиков, оружия и экстремистских идей из соседних стран.

Мы надеемся, что предстоящее вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию послужит дальнейшим стимулом для экономических реформ. Все более активное участие моей родины в деятельности международных институтов позволяет нам многому научиться. Но мы не ждем какой-то благотворительности. Как отметил недавно в письме ко мне президент Буш, Соединенные Штаты 'благодарны Казахстану за неизменную помощь в войне с террором'. В период проведения операции 'Свобода навеки' в Афганистане мы оказали ей энергичную поддержку, разрешив ее участникам использовать наше воздушное пространство и предоставив право экстренной посадки на нашей территории. В настоящее время наши войска участвуют в послевоенном восстановлении Ирака.

После того, как в течение столетий все главные решения принимались в Москве и 'спускались' нам по сложной бюрократической цепочке, свобода и личная ответственность для нас - дело новое. Однако наши действия не должны оставлять сомнений относительно наших намерений.

В то же время демократические реформы и меры по расширению прав человека нельзя проводить так, чтобы они привели к подрыву стабильности. Мы не можем позволить себе нарушить атмосферу религиозной и межэтнической терпимости, на которую немедленно обращает внимание любой гость нашей страны, в том числе Его святейшество папа и Верховный раввин Израиля.

Тем, кто говорит, что политические изменения идут слишком медленно, я готов дать следующее личное заверение: мы не отказываемся от реформ. Это в полной мере продемонстрировали принятое несколько недель назад решение ввести мораторий на смертную казнь и новые законодательные инициативы, призванные обеспечить нынешней осенью проведение свободных и честных выборов. Более того, мы надеемся, что наши достижения как в международном сотрудничестве, так и в области реформ внутри страны способны убедить многие страны выступить в поддержку председательства Казахстана в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 2009 г.

Когда друзья говорят мне, что мы по-прежнему движемся вперед недостаточно быстро, у меня возникает искушение дать им такой ответ: 'Если вспомнить, какой путь мы уже прошли за такой короткий срок, куда же, по-вашему, еще быстрее? Направляя развитие нарождающейся казахской экономики, мы чаще давим на газ, чем на тормоз. Не забудьте, пожалуйста, и о том, сколько вашему собственному обществу понадобилось времени, чтобы завершить процессы, которые сейчас идут у нас'.

Нурсултан Назарбаев - президент Республики Казахстан.