Джош Лефковиц и Лоренцо Видино являются старшими аналитиками вашингтонскго института исследования проблем терроризма "Investigative Project".

17 марта 2004 года. Ужасающие взрывы в четырех пригородных поездах в Мадриде 11 марта с.г., в результате которых погибло более 200 человек, заставили аналитиков проблем безопасности обратить пристальное внимание на безопасность железнодорожных сетей во всем мире. К сожалению, эксперты всего мира единодушно утверждают, что невозможно полностью обезопасить железные дороги от террористов, поскольку меры безопасности, аналогичные тем, что принимаются в аэропортах, представляется практически неосуществимыми.

Террористы, всегда готовые использовать уязвимые места, демонстрируют неослабевающий интерес к нападениям, объектами которых являются железные дороги. Ряд заговоров удалось своевременно раскрыть благодаря кропотливому добыванию информации и активным мероприятиям полиции, однако есть все основания считать, что метрополитены и железнодорожные поезда будут и впредь оставаться привлекательными объектами для атак террористов, которые сумели усовершенствовать свою тактику, изучая предыдущие нападения. Имеются, например, свидетельства, что те, кто организовал взрывы в Мадриде, возможно, воспользовались опытом успешных операций чеченских террористов.

Чеченцы применяют практически все мыслимые тактические приемы и способы, чтобы причинить максимальный урон: от террористов-смертников, взрывающих себя в пригородных поездах в утренние "часы пик", до установки подрывных зарядов на железнодорожных путях вблизи переполненных народом вокзалов. Широкое освещение в средствах массовой информации (СМИ) получил подрыв состава в московском метрополитене, который унес жизни 40 человек, но ряд других аналогичных нападений чеченских террористов в сельских районах Юга России почти не привлек внимания СМИ, несмотря на большое число жертв.

Важно то обстоятельство, что ныне разгромленная ячейка "Аль-Каиды", которая обосновалась в Мадриде и активно помогала в планировании нападений на Америку 11 сентября 2001 года, имела несколько каналов связи с чеченскими экстремистами. Фактически, испанский судья Бальтасар Гарсон (Baltasar Garzon) обвиняет ныне сидящего в тюрьме лидера этой ячейки Имада Яркаса (Imad Eddine Barakat Yarkas) в том, что тот завербовал нескольких человек для прохождения обучения и последующего участия в боевых действиях в Чечне в составе формирований "Аль-Каиды". Более того, Яркас координировал в мусульманской общине Мадрида сбор денежных средств для чеченских "борцов за свободу".

Абу Катада (Abu Qatada), палестинский священник, которого испанские власти называют "духовным лидером 'Аль-Каиды' в Европе", координировал сбор денег для чеченцев из Лондона. Яркас часто ездил в Лондон, чтобы передать Катаде собранные в Испании деньги; по меньшей мере, однажды его сопровождал Саид Чедади (Said Chedadi), другой член мадридской ячейки, принимавший участие в сборе средств для "чеченских братьев". Известно, что Чедади поддерживал тесные отношения с Мохаммедом Чаки (Mohammed Chaoui), одним из трех марокканцев, которые были арестованы испанскими властями 13 марта с.г. за причастность к смертоносным взрывам в Мадриде. При обыске в 2001 году мадридской квартиры Джамаля Зугама (Jamal Zougam), другого марокканца, якобы причастного к этим взрывам, испанские власти обнаружили несколько видеопленок о джихаде в Чечне.

Хотя чеченцы служат наиболее вероятным образцом для подражания, нет недостатка в примерах успешно спланированных и осуществленных взрывов на железных дорогах всего мира. До 11 сентября 2001 года террористы организовали несколько взрывов в парижском метрополитене и однажды распылили смертоносный газ в токийском метрополитене. В дополнение, после 11 сентября 2001 года агенты по борьбе с терроризмом сорвали несколько заговоров с целью нападения с использованием цианида на лондонскую подземку и взрыва железнодорожных вокзалов в Дрездене и в Мадриде.

В Соединенных Штатах Америки железные дороги тоже неоднократно подвергались атакам террористов. Нью-йоркская полиция, получив информацию, что двое проживающих в Бруклине людей планируют взрыв в нью-йоркском метрополитене, 31 июля 1997 года совершила налет на квартиру подозреваемых. При обыске полиция нашла самодельные взрывные устройства в форме наполненных гвоздями металлических цилиндров, один из которых, по словам одного высокопоставленного полицейского чина, был "полностью подготовлен к взрыву". Комиссар полицейского управления Нью-Йорка Говард Сафир (Howard Safir) сообщил, что "эти лица намеревались пронести бомбы в вагон метро и подорвать, в результате чего, скорее всего, были бы убиты они сами и много других пассажиров".

Уязвимость нью-йоркской подземки снова стала объектом внимания в сентябре 2003 года, когда журнал "Time" сообщил, что Саудовская Аравия задержала одного террориста, который обладал подробной информацией о планах газовых атак в системах метрополитена. В апреле 2003 года появилось сообщение, что еще один пойманный террорист, Халид Шейх Мохаммед (Khalid Sheik Mohammed), который в "Аль-Каиде" отвечал за разработку и осуществление специальных операций, рассказал следователям о плане "Аль-Каиды" осуществить диверсию в метрополитене Вашингтона, федеральный округ Колумбия.

Полученные от Мохаммеда и террориста, задержанного в Саудовской Аравии, предупреждения в общем и целом подтверждали заявление Федерального бюро расследований США от октября 2002 года, что "информация, собранная путем допросов арестованных членов 'Аль-Каиды' по состоянию на середину октября, указывает на то, что эта группировка планирует прямые нападения на пассажирские поезда в США, возможно, намереваясь использовать для их осуществления лиц с европейской внешностью". В этом заявлении отмечалось также, что "недавно обнаруженные при обысках в конспиративных квартирах ячеек 'Аль-Каиды' фотоснимки американских локомотивов, вагонов и железнодорожных разъездов на территории Соединенных Штатов усиливают озабоченность разведывательного сообщества в связи с этой угрозой".

Полученная от задержанных информация, вкупе с предотвращенным в 1997 году заговором с целью организации взрыва в Бруклине, делают более очевидной угрозу системе железных дорог Америки. Если сложить эту информацию с международными оценками угрозы, то представляется вероятным, что ужасы Мадрида могут быть повторены в не столь отдаленном будущем.