Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
'Всегда кровавый исход'

Интервью Анны Шор-Чудновской из гессенского Фонда исследования проблем мира и конфликтов

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Приходиться очень сожалеть, что российское государство допустило такой исключительно силовой исход драмы с заложниками. Пока нельзя точно установить, в какой мере причиной этого был приказ на штурм здания, или же события развивались по своему собственному сценарию

Frankfurter Rundschau: Госпожа Шор-Чудновская, как Вы расцениваете исход драмы с заложниками в школе в Беслане?

Шор-Чудновская(Schor-Tschudnowskaja): Приходиться очень сожалеть, что российское государство допустило такой исключительно силовой исход драмы с заложниками. Пока нельзя точно установить, в какой мере причиной этого был приказ на штурм здания, или же события развивались по своему собственному сценарию. Но в любом случае ясно одно, что обещание Путина по поводу того, что высшим приоритетом является безопасность заложников, было не выполнено. В том, как это выглядело, о безопасности заложников вообще не было никакой речи.

Frankfurter Rundschau: Как это скажется на позициях президента Путина?

Шор-Чудновская: Пока еще трудно сказать, но следует ожидать, что для него это означает потерю популярности, поскольку многие, в том числе и простые люди, будут думать, что он своего обещания не выполнил. В конце концов, об этом было заявлено официально, и это слышали все. В том числе и те, кто выступает за силовое урегулирование в Чечне, они станут говорить, что Путин происходящее не контролирует.

Frankfurter Rundschau: А разве российское население не станет поддерживать Путина больше, поскольку повсеместным является страх перед террором, в том числе и в столице?

Шор-Чудновская: Поддержка, скорее, станет меньше. Постоянно говорят, что Путин пришел к власти благодаря чеченскому конфликту, и это, очевидно, соответствует действительности. Но, к сожалению, все годы правления Путина связаны с террором, и они навсегда останутся в памяти, связанными с террором. Примеры насилия повторяются, все случаи захватов заложников, которыми занимался Путин, имели достаточно кровавый исход. Поэтому я не думаю, что его популярность будет расти.

Frankfurter Rundschau: Что означает такое силовое завершение драмы с заложниками для чеченского конфликта?

Шор-Чудновская: К сожалению, надо сказать, это, прежде всего, означает, что будет продолжаться эскалация насилия. Обуздать террор с помощью силы невозможно, особенно если он происходит в рамках многолетней войны. До тех пор, пока в чеченской войне не начнутся переговоры, пока за попытками пойти на переговоры будет следовать только насилие, террористические акты будут продолжаться, будет продолжаться насилие с обеих сторон.

Frankfurter Rundschau: Не усилит ли это позиции сторонников силовых действий в Чечне?

Шор-Чудновская: Россия уже не один год пропагандирует лозунг, что с террористами переговоров не ведут. Путин и российское руководство всегда пытались представлять чеченских боевиков как часть международной сети террора и, таким образом, отвлекать внимание от войны в Чечне. Многое будет зависеть оттого, можно ли осетинскую драму действительно снова представить как часть действий международного терроризма или же в ней все же следует видеть часть внутреннего конфликта, ответственность за который несет Россия.

Frankfurter Rundschau: Проведения какой политики в отношении Чечни Вы требуете?

Шор-Чудновская: Необходимо искать политическое решение, в Чечне надо искать силы, готовые к политическому урегулированию. Надо позаботиться также о посредничестве с европейской стороны, со стороны ООН, США или бывших советских республик, то есть нынешних государств СНГ. В таком продолжительном, кровавом конфликте необходима третья сторона. И надо проводить другую информационную политику. Сегодня она в России, если посмотреть на средства массовой информации, представляет чеченцев врагами, и российское население воспринимает их лишь как врагов. Так войну никогда не закончить.