Министр обороны Литвы Гедиминас Киркилас не подтвердил, но и не опроверг сведения о том, что в результате аварии российского истребителя Су-27 система опознания "свой-чужой" не была уничтожена и попала в руки НАТО. "Это пока является государственной тайной и тайной расследования", - заявил глава Минобороны.

ВВС России: не может быть!

Между тем российские военные полностью отрицают такую возможность. "Попадание в чужие руки системы "свой-чужой" с разбившегося в Литве российского истребителя полностью исключено, поскольку она уничтожена", - заявил агентству Интерфакс начальник пресс-службы ВВС России полковник Александр Дробышевский.

"Во-первых, - отметил он, - в обязанностях летчика записано: если самолет производит аварийную посадку, то он обязан нажать кнопку уничтожения системы "свой-чужой". Во-вторых, если летчик катапультируется, то данная система стирается автоматически".

Более того, по словам Дробышевского, если самолет "терпит аварию и врезается в землю с перегрузкой четыре и более единицы, как это произошло в Литве, то секретный код "свой-чужой" также автоматически уничтожается".

Кто-то блефует. . .

Так это или нет, сейчас сказать трудно. Однако в Вильнюсе не исключают, что увольнение командующего ВВС Литвы Йонаса Марцинкуса связано именно с информацией о системе "свой-чужой". Дескать, именно о том, что она не уничтожена, полковник и сообщил по телефону российским военным.

"Не понятно, что на самом деле произошло с системой "свой-чужой", - рассказал Телеграфу заведующий отделом расследований литовской газеты Respublika Айнис Гурявичус. - Эта информация находится под грифом "секретно", а после увольнения полковника все военные боятся говорить. . . Да, есть версия, что Марцинкус с российскими военными и говорил об этой системе, но никто такую версию официально не подтвердил. Я сам слышал, как он сказал в интервью (уже после увольнения), что на месте падения самолета видел антиракетную систему. Но не понятно, идет ли речь об одной и той же системе. Как мне объяснил один эксперт, система "свой-чужой" предназначена для контакта с радарами, а не с ракетами. И по его словам, получить такую систему противника все равно, что получить ключ от сейфа, где лежат деньги. Руководство российских ВВС говорит о ступенях защиты системы "свой-чужой". В то же время эксперт, с которым я консультировался, не исключил, что русские блефуют - может, никакой системы самоуничтожения и не было".

-----------------------------------------------------

Кстати

В связи с катастрофой российского истребителя Су-27 в небе над Литвой, которое охраняли истребители НАТО из ФРГ, завтра функции "воздушной полиции" перейдут к ВВС США. Уже вчера днем на авиабазе Зокняй приземлились три из четырех американских истребителя F-16 Fighting Falcon, которые станут нести службу по охране воздушного пространства стран Балтии. Предполагается, что службу в Литве будут нести примерно 100 американских военнослужащих.

-----------------------------------------------------

С чего началось прослушивание

Командующий ВВС Литвы полковник Йонас Марцинкус был отправлен в отставку "за предательство и поступок, несовместимый со статусом офицера" - без сохранения военной пенсии.

Занятную версию отставки высказала российская газета КоммерсантЪ. По данным издания, командующего ВВС Литвы уволили за пьянство. Как рассказал журналистам военнослужащий с авиабазы в Шяуляе, которой раньше командовал Марцинкус, полковник любил выпить, а выпив - подебоширить.

По словам же самого Марцинкуса, к нему в квартиру ворвался командующий литовской армией генерал-майор Валдас Туткус в сопровождении сотрудников спецслужб и заявил, что полковник предал Родину. Бывший командующий ВВС рассказал, что сначала не поверил и принял происходящее за шутку, но ему сообщили, что, согласно справке спецслужб, он - предатель. С этой справкой полковника не ознакомили, так как к тому моменту он уже лишился доступа к секретной информации. Он предположил, что такую реакцию вызвало допущенное им распитие спиртных напитков на месте крушения Су-27. "Но я не алкоголик", - подчеркнул Марцинкус.

"Марцинкус большой любитель выпить во время работы. Я слышал, что на месте падения самолета он был пьяный, причем сильно, - подтвердил Телеграфу Айнис Гурявичус. - Но потом я спросил заместителя генпрокурора, который тоже весь тот день был на месте падения и много общался с Марцинкусом. Прокурор говорит, что полковник не был пьян. Просто всю ночь не спал и просидел у компьютера - хотя, может, и выпил. Основная версия его откровенности с российскими военными как раз в этом и заключается - что будучи нетрезвым, чересчур много болтал, хотел показаться всемогущим, услужливым. . . Мог наобещать даже то, чего и сделать не смог бы.

Интересно, с чего началось прослушивание его телефона: когда самолет разбился, в Литву приехала большая группа российских военных, человек 10-20. Они сразу начали интересоваться разными секретными вещами. Было заведено оперативное дело о шпионаже, а к их телефонам подключена прослушка. А этот Марцинкус, бедный, все звонил им и болтал - вот его и зафиксировали. Подключили и его телефон к прослушке - а там разговоры и с Москвой, и с Калининградом. . ."

Вопросы из черного ящика

Тем временем литовские и украинские эксперты завершили расшифровку черных ящиков истребителя. Однако выводы о причинах аварии они обнародовать не спешат - сведения, полученные после анализа записей самописцев, необходимо сравнить с показаниями наземных технических служб. О том, что результаты анализа информации черных ящиков будут опубликованы 26 сентября, ранее заявлял начальник Штаба обороны Министерства обороны Литвы бригадный генерал Виталиюс Вайкшнорас.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.