Российские власти предложили финансово поощрять автомобилистов, сдающих старые машины на утилизацию.

Министерство природных ресурсов уже разработало соответствующий законопроект, согласно которому гражданам, отправившим автомобиль на переработку, предлагается выплачивать 50 тыс. руб.

Кроме того, за отказ утилизировать старую машину чиновники намерены штрафовать автолюбителей.

По данным МВД, на сегодняшний день в России насчитывается свыше 20 млн. автомобилей старше десяти лет.

Авторы новации апеллируют к мировому опыту - во многих странах автовладельцы финансово выигрывают от сдачи в утиль своих "железных коней".

Между тем, эксперты неоднозначно отнеслись к идее - многие из них полагают, что в России нововведение просто не приживется.

Себе в убыток

Пенсионер Леонид Трифонов вот уже несколько лет ломает голову над тем, куда пристроить его 30-летние "Жигули" первой модели.

Говорит, что машина давно не на ходу, да и ездить он по состоянию здоровья не может.

"Вот и стоит она в гараже, пылится, занимая место. А сын свою новую машину из-за этого держит на платной стоянке", - рассказал он bbcrussian.com.

По словам пенсионера, сын уже давно предлагал поставить ненужный автомобиль "где-нибудь во дворе".

"Да рука не поднимается, очень жалко. Хотя бы немного денег за машину получить", - говорит Трифонов.

Таких, у кого не поднимается рука выбросить старый автомобиль, в России на самом деле единицы.

По официальным данным, только в Москве ежегодно выбрасывается не менее 150 тыс. автомобилей.

При этом они оставляют городу в "наследство" около 32 тыс резиносодержащих отходов, 90 тыс тонн металлолома, 45,5 тыс тонн мусора.

По словам специалистов, не следует забывать и об отходах от текущей эксплуатации автомобилей - аккумуляторах, содержащих свинец и соляную кислоту, технических жидкостях, масляных фильтрах.

Почти в каждом дворе любого крупного российского города сегодня можно обнаружить брошенные машины.

"Главная проблема заключается в том, что автовладельцам просто невыгодно сдавать в утиль машины.

На сегодняшний день никаких бонусов для них не предусмотрено", - заявил bbcrussian.com председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.

По его словам, зачастую попытки утилизировать машину оборачиваются для граждан лишь дополнительной чиновничьей волокитой.

"К сожалению, получается, что гораздо проще просто бросить машину", - сказал Похмелкин.

Деньги за хлам

Весной с инициативой выплат премий за сдачу автомобилей старше 10 лет на утилизацию выступил премьер-министр России Владимир Путин.

Тогда он поручил ряду ведомств разработать соответствующие меры.

Как сообщил bbcrussian.com официальный представитель минприроды Николай Гудков, планируется, что гражданам, сдающим старые авто на утилизацию, будут выдавать сертификаты в размере 50 тыс. руб., которые можно будет потратить на покупку нового автомобиля отечественного производства или экологически чистого топлива.

"Кроме того, предлагается дать право местным органам власти признавать брошенные автомобили бесхозными, снимать их с регистрации и направлять на утилизацию", - отметили в ведомстве.

В министерстве также пояснили, что сегодня чиновники не имеют право забрать автомобиль, даже если по всем признакам видно, что он брошен хозяином.

"Есть вполне реальный риск, что на следующий день объявится владелец и заявит, что его автомобиль угнали. В этом случае гражданин сможет претендовать на компенсацию", - пояснил bbcrussian.com юрист Юрий Ливанов.

По мнению чиновников, главная проблема заключается в том, что действующее российское законодательство не обязывает владельцев утилизировать отслуживший транспорт.

Размер штрафов для граждан, которые не захотят сдавать вышедшие из строя автомобили, пока не определен.

Как заявил в интервью bbcrussian.com председатель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев, речь идет о выгодной для автомобилистов схеме.

"Чем хранить в гараже хлам - лучше сдать его и получить пусть небольшие, но деньги. Они могут оказаться хорошим подспорьем при покупке нового автомобиля", - сказал Канаев.

Обменная операция

Система утилизации автомобилей сегодня достаточно распространена в мире.

В странах Западной Европы средний возраст снимаемых с учета автомобилей составляет 12-14 лет, а в США и Японии он и того меньше.

В США, например, действует очень жесткая и отлаженная система страхования.

Владельцу автомобиля после серьезной аварии выплачивается страховка, а собственником такого автомобиля становится страховая компания, которая может недорого продать его фирме-утилизатору.

В США ежегодно на утилизацию поступает 14-15 млн. легковых автомобилей.

По данным аудиторской компании PricewaterhouseCoopers, в Европе каждый год перерабатывается приблизительно 6-8% машин.

Стандартная процедура так называемой системы авторециклинга в Европе представляет собой сбор старых автомобилей с выдачей владельцу сертификата об утилизации.

Весной правительство Великобритании объявило, что запускает программу стимулирования утилизации вышедших из эксплуатации автомобилей.

Владельцам будут предлагать 2 тыс. фунтов, если они отправят на свалку своих "ветеранов" возраста 10 лет или старше и купят себе машину новой модели.

Предполагается, что такие меры позволяет оказать существенную поддержку британскому авторынку.

По утверждениям экспертов, аналогичные программы привели к бурному росту продаж автомобилей в Германии и Италии.

Лучше продать

Между тем, российские эксперты неоднозначно отнеслись к инициативе Минприроды.

По мнению аналитика инвестиционного холдинга "ФИНАМ" Константина Романова, утилизация старых машин смогла бы стимулировать продажи новых автомобилей, но, скорее всего, для полноценного ее развертывания в стране и достижения результатов схожих с европейскими, должны пройти годы.

Он полагает, что предложением отправить автомобиль на утилизацию в реальности воспользуются единицы.

"Прежде всего, в России не разработана сама система утилизации. Кроме того, отсутствует нормативная база, нет необходимой инфраструктуры, нет средств на данную программу. Уверен, что серьезным препятствием станет и чрезмерная бюрократия в государстве.Но главное препятствие заключается в низкой культуре большинства наших граждан, которые предпочтут бросить машину где-нибудь в лесу, нежели будут заниматься ее утилизацией", - заявил Романов в интервью bbcrussian.com.

Он также считает, что зачастую даже старый автомобиль можно продать дороже 50 тыс. руб.

По мнению президента Центра экологической политики, советника Российской академии наук Алексея Яблокова, проблема утилизации транспорта в России стоит довольно остро.

"Бесконечно так продолжаться не может. В конце концов, изломанные, ненужные автомобили просто заполонят города", - сказал Яблоков.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.