Вашингтон. Через сорок лет после высадки экипажа 'Аполлона-11' на Луну космический бизнес так и не пережил возрождения, которое многим некогда казалось возможным.

'На дворе 2009 г., и мы думали, что к этому времени на Луну нас будет доставлять PanAm, - говорит Джон Пайк (John Pike), аналитик космической отрасли в исследовательском центре GlobalSecurity.org. - Мы думали, что каждый год будет запускаться все больше и больше ракет, и это будет все дешевле, но ничего подобного не случилось'.

По оценкам аналитиков, с конца 1970-х бюджет космической отрасли вырос всего на 25 процентов. Сегодня он оценивается примерно в 50 млрд. долларов - треть приходится на НАСА, треть - на программы министерства обороны, а остальное - на частные, коммерческие проекты.

По словам Пайка, в отличие от машин и компьютерных чипов, производство которых с годами стало более быстрым и дешевым, 'ракеты сегодня ничуть не лучше тех, что доставляли в космос 'Спутники', в рамках космической программы Советского Союза, начавшейся в 1950-е годы.

Во многом именно в силу высоких рисков и издержек, связанных с разработкой и запуском ракеты, в отрасли господствуют оборонные компании с глубокими карманами - такие, как Lockheed Martin Corp. из Бетезды в Мэриленде и чикагский аэрокосмический гигант Boeing Co. (лишь космическое подразделение Lockheed приносит ежегодно прибыль в размере 8 млрд. долларов, главным образом, за счет контрактов с НАСА и военными, а работает в концерне 18 000 человек по всей стране).

Даже частные предприниматели (большинство из них - мультимиллиардеры), разрабатывая новые продукты, как правило, подписывают контракты с НАСА, - говорит Марко Касерес (Marco Caceres), старший аналитик и директор по космическим исследованиям консалтинговой компании Teal Group из Фэрфакса, Вирджиния.

'Космос гораздо затратнее и сложнее в техническом отношении, чем любая другая отрасль, - говорит он. - Никто так и не придумал, что такое можно делать в космосе, что позволило бы заработать много денег. В авиационном и железнодорожном бизнесе стало очевидно, что транспортировка грузов приносит деньги, но в случае космоса это не так легко'.

Тем более, что со временем государство умерило свои аппетиты в плане капиталовложений.

В эпоху расцвета программы 'Аполлон' НАСА получало 4% федерального бюджета. Сегодня, по данным Aerospace Industries Assn., эта доля составляет менее 1 процента.

Урезание финансирования способствовало быстрой консолидации отрасли. Когда-то Douglas Aircraft, McDonnell Aircraft, North American Aviation и Rockwell International были самостоятельными игроками в реализации космической программы. Теперь все четыре компании слились под эгидой аэрокосмического титана Boeing.

'На то, чтобы вести конкурентную борьбу за космические контракты, просто не хватало бюджетных средств, - говорит Пэт Шондел (Pat Schondel), вице-президент Boeing по космическим исследованиям. - Компаниям было логично объединяться'.

Сокращается и рабочая сила космической отрасли. В 1969 г. на НАСА работало 218 345 человек, включая подрядчиков. В 2008 г. у агентства было 169 113 сотрудников.

Рабочая сила американской космической отрасли может сократиться еще больше, если НАСА осуществит планы вывода из эксплуатации 'шаттлов' в следующем году. Корабль нового поколения начнет летать не раньше 2015 г.

Между тем, Китай, Индия и Япония наперегонки отправляют на орбиту своих космонавтов - мужчин и женщин. А когда будет завершено создание Международной космической станции, она станет узлом межкультурного взаимодействия. Сегодня Россия проводит вдвое больше космических запусков, чем Соединенные Штаты.

'Для расширения космических исследований необходимо рассчитывать не только на то, что делает НАСА', - говорит Шондел.

Эрик Андерсон (Eric Anderson), президент компании по организации космического туризма Space Adventures из Вены, Вирджиния, говорит, что данная отрасль 'только зарождается'.

'Существует возможность расширения рынка', - добавляет он. По его словам, весной один из бывших руководителей Microsoft Corp. Чарльз Шимоньи (Charles Simonyi) заплатил 35 миллионов долларов за полет на Международную космическую станцию.

Компания Space Adventures была создана в 1998 г. Сколько она зарабатывает, Андерсон не говорит.

'Мы работаем с прибылью, - сказал он. - Это не сверхприбыль, но свои счета мы оплачиваем'.

Д. Хеджпет и К. Парр - журналисты Washington Post

__________________________________________________________

Обсудить публикацию на форуме

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.