После войны в Грузии, начавшейся в разгар прошлого лета, прекращения поставок газа на Украину на Новый год и кровопролития после выборов в Молдавии на Пасху, Европейский Союз должен был бы привыкнуть к тому, что кризисы в Восточной Европе портят ему отдых.

Этим летом, судя по всему, новая традиция будет продолжена. В кандидатурах на роль 'кризиса этого года' недостатка нет. Впрочем, первая опасность - досрочные выборы в Молдавии - миновала в среду (29 июля). Не было ни беспорядков, ни обвинений в фальсификации, которые сопровождали парламентские выборы в апреле. Украина напрягает все силы, чтобы оплатить газовый счет за этот месяц. И, в конце концов, всегда остается шанс на 'второй тур' конфликта между Грузией и Россией.

Однако, даже если это лето обойдется без кризисов, Швеции, председательствующей сейчас в Евросоюзе, придется вплотную заняться восточными соседями, ведь расположенные у границ ЕС постсоветские страны экспортируют многие из своих проблем, вызванных нестабильностью правительств, слабостью государственных институтов и шаткостью экономик, в Шенгенскую зону.

Программа ЕС 'Восточное партнерство' должна стать ответом на ряд проблем шести из этих маленьких и слабых стран. Однако главы большинства крупных государств Евросоюза не стали даже посещать в мае ее открытие. Необходим новый импульс. Это одна из тех областей, в которых Швеция, как страна, бывшая совместно с Польшей исходным инициатором 'Восточного партнерства', играет особую роль и имеет особые интересы.

Приехать и выслушать

В частности, чтобы придать этот импульс, Швеции было бы достаточно просто повторить то, что она уже сделала в 2001 году, когда в прошлый раз возглавляла Евросоюз - приехать к соседям и выслушать их. В начале июля Швеция уже организовала визит на Южный Кавказ в формате 'тройки', в котором также участвовала Европейская комиссия, и дипломат представлявший Испанию - следующего председателя ЕС.

Более масштабное турне должно будет преследовать как общие цели - создать чувство 'общей причастности' к 'Восточному партнерству',- так и цели более конкретные - вовлечь восточных соседей в дебаты об архитектуре европейской безопасности. Эта дискуссия, которую Россия начала еще в июне 2008 года, все время велась через головы 'восточных партнеров' Евросоюза. Это неправильно, так как многие (если не большинство) из болезненных противоречий, существующих между Россией и Евросоюзом в сфере безопасности, в конечном счете, связаны именно с ними.

Пока США и Россия обсуждают 'перезагрузку' отношений, а ЕС пытается присоединиться к их разговору, сами восточные соседи слишком заняты внутренними кризисами, чтобы мыслить стратегически.

Между тем, им нельзя оставаться в стороне, когда обсуждается их безопасность. Убеждать их заняться масштабными и долговременными вопросами предстоит Европейскому Союзу.

В первую очередь, для этого необходимо их выслушать. Причем не только в формате визитов 'тройки', но и запустив постоянный процесс взаимодействия со странами, проблемы которых наиболее серьезны, и на которые ЕС сможет с большей вероятностью оказать конструктивное влияние. В настоящий момент таких стран две - Молдавия и Украина.

Прошедшие в Молдавии выборы вряд ли смогут вывести страну из глухого политического тупика. Между тем, экономика страны постепенно тонет, по мере того, как прекращаются поддерживавшие ее денежные переводы из-за рубежа. Евросоюзу следует организовать в Молдавии правовую миссию для поддержки реформы правоохранительных ведомств. Кроме того, необходима дальнейшая либерализация в визовой сфере, которая заставила бы молдаван не столь активно претендовать на румынские паспорта.

Что касается Украины, ей необходима еще одна миссия по образцу той, что в 2004 году спасла 'оранжевую революцию'. На этот раз она должна быть связана с необходимой Украине экстренной экономической помощью национальному бюджету, проблемным банкам и газовой отрасли. 'Коалиция доброй воли' могла бы помочь Украине во время предстоящих в январе президентских выборов. Однако и сама Украина должна продемонстрировать волю к выходу из политического тупика. События июня, когда в результате закулисного сговора в стране едва не были отложены выборы и изменена конституция, не должны повториться.

Евросоюзу будет непросто заниматься происходящим за его границами, в то время как перед ним стоит множество дилемм дома, однако лучше заняться этими проблемами сейчас, чем ждать пока страны на периферии ЕС развалятся.

Эндрю Уилсон и Нику Попеску - научные сотрудники Европейского совета по международным отношениям (European Council on Foreign Relations), соавторы недавнего доклада 'Пределы расширения в облегченной версии: европейское и российское влияние в проблемных регионах' (The Limits of Enlargement-lite: European and Russian Power in the Troubled Neighbourhood).

___________________________________________________________

Обсудить публикацию на форуме