Крупные газеты в США переходят на антикризисное управление или даже объявляют банкротство из-за финансовых потерь, вызванных развитием Интернета. Конгресс, обеспокоенный тем, что сужение газетного рынка плохо скажется на осведомленности американцев о событиях в стране и за рубежом и, тем самым, на функционировании демократических механизмов, подумывает о принятии законодательных мер по спасению газетной индустрии. Сторонники Интернета, в свою очередь, утверждают, что новостной бизнес никогда не был таким разнообразным, как сегодня.

Денверская газета Rocky Mountain News, выходившая 150 лет, объявила в этом году о своем банкротстве, а ее почти ровесник - сиэтловское издание Post-Intelligencer полностью перешло в онлайн. На антикризисном управлении находятся такие маститые газеты, как Chicago Tribune и Los Angeles Times.

Президент Обама, выступая на банкете Ассоциации журналистов, аккредитованных при Белом доме, остановился на бедах традиционных изданий: 'Я знаю, что каждая газета задумывается о выживании в век интернетовских технологий. Я также знаю, что ваше выживание является необходимым условием торжества дела демократии'.

В Торговом комитете Сената состоялись слушания по этому вопросу. Председатель Комитета демократ Джон Керри сказал: 'Сегодня мы вынуждены констатировать, что газеты попали в Красную книгу'.

Местные газеты с их традициями журналистских расследований должны быть сохранены, заявил сенатор-демократ Бен Кардин, предлагающий присвоить газетам статус НПО и наделить их всеми налоговыми льготами, которые имеют, например, благотворительные организации и церкви.

Однако у мастеров онлайновой журналистики на этот счет иное мнение.

'Несмотря на панику вокруг новостной индустрии, - замечает блогер Ариана Хаффингтон, - должна сказать, что сегодня для потребителей информации наступил золотой век: с помощью Интернета мы все имеем мгновенный доступ к лучшим материалам в любой точке земного шара, к которым мы можем оставить комментарии или обменяться по ним мнениями с другими читателями во множестве сообществ. Журналистика как институт действительно незаменима для поддержания здоровья демократии, но будущее журналистики не следует автоматически отождествлять с будущим газет'.

Вице-президент Google Марисса Майер заявляет, что благодаря ее компании растет аудитория читателей газет: 'Наши поисковые движки ежемесячно переадресуют до миллиарда пользователей на сайты интересующих их газетных изданий'.

Но Google не платит газетам за доступ к статьям в их онлайновых версиях. Поэтому издатель и генеральный менеджер Dallas Morning News Джеймс Морони просит законодателей сделать для газет исключение в антимонопольном законодательстве.

'Если бы газетам было позволено действовать сообща, - говорит он, - как единой силе, тогда, возможно, мы смогли бы коллективно, как индустрия, потребовать от Google и других информационных агентств платы за линки к нашим материалам'.

Морони сомневается, что интернет-сайты способны оплачивать дорогостоящий сбор информации о важных мировых событиях. С ним согласен бывший ответственный секретарь Washington Post Стив Колл: 'Даже самые неисправимые оптимисты не могут предположить, что вэб-издания или агрегаторы в состоянии одновременно содержать профессиональные корпункты, скажем, в Багдаде, Кабуле, Исламабаде и других горячих точках планеты'.

Как заметил бывший репортер Baltimore Sun Дэвид Саймон, вэб-издания не заполняют бреши, образовавшиеся в результате закрытия местных газет, что лишает общество важного надзирателя за их политическими избранниками.

'Я предсказываю, - говорит Саймон, - что в ближайшие 10-15 лет мы станем свидетелями расцвета коррупции в местных органах власти. Это будет звездный час коррупционеров'.

В ближайшие месяцы сенатор Керри обещает провести новые слушания, посвященные положению газетной индустрии.

Обсудить публикацию на форуме

________________

'Правда' на берегах Потомака ("The New Republic", США)

"В Грузии нет свободы слова" ("Зеркало.az", Азербайджан)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.