По словам председателя компании «Магна» Фрэнка Стронака (Frank Stronach), компания Magna International («Магна интернешнл») обсуждает с корпорацией General Motors («Дженерал моторс») и производителем автомобилей ОАО «АвтоВАЗ» возможность строительства в России сборочного автомобильного завода. Это свидетельствует о том, что канадский гигант не утратил желания «доить» развивающуюся экономику страны.

Через каких-то 2 дня после неожиданного решения GM отказаться от долго обсуждавшихся планов по передаче контроля над подразделением компании Adam Opel GmbH («Опель») «Магне» и Сбербанку России, Фрэнк Стронак заявил, что компания «Магна» в сотрудничестве с концерном General Motors намерена увеличить свое присутствие в России и расширить свои возможности в автомобилестроительной промышленности.

«Для нас она [Россия] представляет огромный рынок», - сказал Стронак в четверг. На этой неделе GM отказалась от плана продажи 55 процентов акций европейского производителя автомобилей «Опель» консорциуму в составе «Магны» и Сбербанка. Ожидалось, что Сбербанк продаст свою долю в компании «Опель» (27,5 процентов) «Группе ГАЗ».

Эта комбинация «Опель»-«ГАЗ», где «Магна» и Сбербанк выступили бы в роли посредников, была ключевой частью плана канадского производителя автокомплектующих по развитию бизнеса в России, где рост среднего класса, по мнению компании, превращает страну в один из основных растущих мировых рынков следующего десятилетия.

«GM уверяет, что по-прежнему хочет развивать бизнес в России», - утверждает Стронак.

Это свидетельствует о том, что отношения между «Магной» и ее основным клиентом не испортились, хотя GM и перекрыла кислород сделке по продаже «Опеля» после того, как сотрудники компании «Магна» потратили не один месяц, чтобы добиться соглашения.

Однако решение GM пойти на попятный вызвало протесты и забастовки на заводах «Опеля» в Германии, где работает около половины из 50 тысяч европейских работников компании.

Российский премьер-министр Владимир Путин неодобрительно отозвался о «пренебрежительном отношении» корпорации GM к своим потенциальным партнерам.

Комментарии Фрэнка Стронака прозвучали как раз в тот момент, когда «Магна» готовилась опубликовать финансовые результаты компании за третий квартал, согласно которым «Магна» снова имеет прибыль. Она сообщила, что за третий квартал чистый доход составил 51 миллион долларов (США), а доход на акцию - 45 центов, что демонстрирует положительную динамику по сравнению с третьим кварталом прошлого года, когда чистые убытки составили 215 млн долларов, а убыток на акцию - 1,93 доллара. Несмотря на то, что продажи упали на 16 процентов, мероприятия по реструктуризации и меры по сокращению затрат внесли свой вклад в улучшение ситуации.

Если результатом переговоров между GM, «Магной» и «ГАЗом» станет заключение сделки, одним из партнеров станет российский олигарх Олег Дерипаска, контролирующий «Группу ГАЗ». В 2007 году Дерипаска потратил около 1,5 миллиарда долларов (США), чтобы приобрести 42 процента холдинговой компании, контролировавшей компанию «Магна».

Хотя прошлой осенью он вынужден был продать свою долю из-за кризиса ликвидности, руководство «Магны» не разорвало отношений с олигархом.

В результате авантюры с «Опелем» компания «Магна» получила средства в размере 300 миллионов евро (475 миллионов долларов), которые планировалось инвестировать в «Опель» - и который сейчас могут быть использованы в других целях.

По мнению одного руководителя автопромышленности, который хорошо осведомлен о ситуации на европейском рынке и, в частности, ситуации вокруг компании «Магна», российское правительство оценит усилия «Магны» добиться сделки по продаже «Опеля». «Они костьми легли в попытке продемонстрировать Россию свою поддержку, хотя и настроили этим против себя других своих клиентов», - заявил источник. – «GM кинет ей парочку костей. Российское правительство скажет: «Спасибо за ваши старания»».

По мнению Уоррена Брауна (Warren Browne), который в период с 2004 по 2008 годы исполнял обязанности управляющего директора концерна General Motors в России и Содружестве Независимых Государств, Дерипаске нужна помощь «Магны», чтобы модернизировать ОАО «ГАЗ».

А ведь Стронак не чужой человек в Кремле.

В ноябре 2006 года он встречался с Владимиром Путиным, который был тогда российским президентом, и предложил проект, позволяющий создать 300 тысяч рабочих мест в отрасли автомобилестроения этой страны.