Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия и Канада – партнеры на Севере?

© РИА Новости / Перейти в фотобанкЛедоколы в Чукотском море
Ледоколы в Чукотском море
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Выпущенная канадским Министерством природных ресурсов карта занимает почетное место в кабинете российского посла по особым поручениям Антона Васильева. Его кабинет находится в построенном в сталинскую эпоху небоскребе, в котором расположено российское Министерство иностранных дел. Центром этой географической карты является Северный полюс, и на ней показано, что Россия и Канада занимают доминирующее положение в Арктике.

Выпущенная канадским Министерством природных ресурсов карта занимает почетное место в кабинете российского посла по особым поручениям Антона Васильева. Его кабинет находится в построенном в сталинскую эпоху небоскребе, в котором расположено российское Министерство иностранных дел.


Центром этой географической карты является Северный полюс, и на ней показано, что Россия и Канада занимают доминирующее положение в Арктике. На долю этих  двух  крупнейших в мире по территории стран приходится две трети побережья Северного Ледовитого океана.


Обе страны утверждают, что пространство между их арктическими островами и северным побережьем являются их «внутренними водами», для прохождения по которым иностранные суда должны получать соответствующее разрешение. С этим не согласны Соединенные Штаты, которые считают, что Северный морской путь и Северо-Западный проход (Northwest Passage) являются «международными проливами».


Россия и Канада никогда не ставили под сомнение притязания друг друга, однако на официальном уровне они их прямо не поддерживают. Вместо этого они больше полагались на толстый и тяжелый лед, отпугивавший иностранные суда.


Однако теперь из-за изменений климата на планете Северный морской путь и Северо-Западный проход освобождаются ото льда и открываются таким образом для судоходства. Два немецких грузовых судна проследовали в этом году вдоль российской береговой линии, тогда как 17 судов прошли по Северо-Западному проходу. Судоходство увеличивает риски, связанные с разливом нефти, провозом контрабандных грузов, а также в перспективе может поставить под сомнение правовые притязания обеих стран.


В этой ситуации Россия и Канада должны укрепить свои позиции путем признания претензий на суверенитет друг друга относительно акваторий Северного Ледовитого океана.


Тем временем Россия активно работает над тем, чтобы иметь возможность предоставлять услуги ледокольного флота, навигационной помощи, портов вынужденного захода, а также проведения  поисково-спасательных работ на всем протяжении Северного морского пути. Россия понимает, что судоходство в этом районе может принести экономические дивиденды, а предоставление услуг иностранным судам дает им стимул для того, чтобы спрашивать о разрешении на прохождение по этому пути.


Канада, отстающая на десятилетия от Россия по части создания необходимой инфраструктуры, также должна усилить свою роль в районе Северо-Западного прохода.


Обе страны ратифицировали в 1982 году Конвенцию ООН по морскому праву. Эта Конвенция предоставляет прибрежным государствам исключительные права в отношении ресурсов континентального шельфа в районе 200 морских миль от берега и - в зависимости от структуры дна и наносных отложений - даже за этими пределами.


Обе страны занимаются сбором научный данных, необходимых для этих расширенных притязаний. Благодаря Конвенции, а также своей протяженной береговой линии, обе страны смогут сохранить неоспоримый контроль над огромными пространствами морского шельфа, а также над оцениваемыми в триллионы долларов месторождениями нефти и природного газа.


Однако не исключено, что их претензии могут столкнуться в районе Хребта Ломоносова – цепи подземных гор,  разделяющей Северный Ледовитый океан.


Российские и канадские дипломаты обсуждают вопрос о том, каким образом поддержать позиции друг друга, а также разрешить проблему потенциально сталкивающихся территориальных притязаний.


Один из очевидных путей – это обмен научными данными относительно конфигурации океанского дна и его наносных отложений. Накопленные общие научные данные могли бы использоваться для переговоров относительно определения морских границ, которые затем стали бы согласованной частью документов обеих стран, предоставляемых в Комиссию ООН по границам континентального шельфа – органа, который проверяет обоснованность притязаний на морское дно.


Такой подход повысил бы шансы на своевременное одобрение представляемых документов относительно признания прав. Это позволит также избежать трений в отношениях, которые могут возникать в том случае, если вопрос о границе останется нерешенным.

 

Выгоды, связанные с Конвенцией ООН, объясняют, почему обе страны выступают против предложений о разработке нового  всеобъемлющего соглашения по Арктике по образцу Договора об Антарктике. В этой связи возникает необходимость в заключении нескольких новых, более конкретных соглашений.


В 1982 году советские и канадские дипломаты объединили свои усилия для того, чтобы Конвенция ООН предоставила больше прав прибрежным государствам по защите покрытых льдом территорий в пределах 200-мильной зоны. Настало время подготовить протокол, который бы расширял права по защите от загрязнения за пределами этой зоны.


Пора также разработать договор о поисково-спасательных работах. Если сотни круизных судов и тысячи самолетов коммерческих авиакомпаний будут ежегодно пересекать район Арктики, то серьезных инцидентов не избежать.  Если такой инцидент произойдет, то сотни человеческих жизней будут зависеть от информации, а также от специальных средств, размещенных без учета международных границ или национального престижа.


Для того, чтобы такое сотрудничество заработало, политики должны будут отказаться от скоропалительных заявлений относительно суверенитета в Арктике. В ходе предвыборной кампании в 2007 году Артур Чилингаров возглавил экспедицию, участники которой установили российский флаг на дне Северного Ледовитого океана в районе Северного полюса. Российский министр иностранных дел позднее  осудил эти действия, назвав их «эффектным трюком», не получившим предварительного одобрения со стороны Кремля.


В феврале премьер-министр Стивен Харпер (Stephen Harper) обвинил Россию в том, что она направляет свои стратегические бомбардировщики в воздушное пространство Канады. В действительности российские самолеты не заходили в воздушное пространство Канады, а объединенное командование противоздушной обороны NORAD было заблаговременно информировано о запланированных маневрах в соответствии с давно существующим договором между Россией и Соединенными Штатами.


Выступать за сотрудничество – это не значит пренебрегать осторожностью. В последние годы Россия нарушала права человека в Чечне, совершила агрессию против Грузии, а также перекрывала в зимние холода поставки природного газа в Белоруссию и на Украину.


Однако сотрудничество в этой области может принести взаимную выгоду, и даже изменить линию поведения страны. По тем же соображениям, по которым мы торгуем с Китаем, мы должны работать вместе с Россией для решения насущных  вопросов, представляющих взаимный интерес.


Майкл Байерс является автором книги «Кто владеет Арктикой?». Он руководит проектом федерального консорциума ArcticNet, в работе которого принимают участие ученые из 27 канадских университетов и пяти федеральных департаментов.