Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вашингтон не забыл про Азербайджан

Приоритеты внешней политики США по Южному Кавказу не изменились

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В последнее время в экспертных кругах идут бесконечные разговоры о снижении интереса США к Южному Кавказу. По их мнению, приоритеты внешней политики США относительно региона существенно изменились, причем по объективным причинам.

В последнее время в экспертных кругах идут бесконечные разговоры о снижении интереса США к Южному Кавказу. По их мнению, приоритеты внешней политики США относительно региона существенно изменились, причем по объективным причинам.

Сегодня, мол, официальный Вашингтон делает основной упор на окончательное решение иракской проблемы и достижение военного успеха в Афганистане. США также сосредоточились на решении иранского ядерного досье. Так что администрация Барака Обамы не ставит основным приоритетом Южный Кавказ, как это делали предыдущие администрации. Одним словом, активного участия официального Вашингтона в делах Южного Кавказа можно ожидать только после того, как американские вооруженные силы будут полностью выведены из Ирака и Афганистана, то есть после 2020 года.

С другой стороны, одним из факторов снижения интереса США к Южному Кавказу называется наличие в самой стране внутренних проблем - им сегодня не до Кавказа.

И, наконец, нашлись такие, которые, несомненно, выдают желаемое за действительное: США уступили Южный Кавказ России.

Начнем с того, что в корне всех этих пессимистичных прогнозов стоит падение популярности президента США в стране.

Так, в течение первого года пребывания президента США Барака Обамы в Белом доме уровень его популярности стремительно опустился до рекордно низкой отметки. Как показали результаты последнего опроса общественного мнения, проводившегося исследовательской службой Харриса, рейтинг нынешнего главы государства оказался ниже, чем у семи его предшественников после первого года пребывания у власти.

В настоящее время деятельность Обамы на посту главы американской администрации одобряют лишь 40% соотечественников. При этом 60% из более чем 2,5 тыс. опрошенных расценивают ее крайне негативно.

Отметим, что в течение полугода президентства Обамы его рейтинг не опускался ниже 60%. По мнению аналитиков, в основном обвал рейтинга объясняется разочарованием, которое испытывают американцы, поняв, что у нового президента нет четкого плана для разрешения имеющихся в стране проблем.

Одним словом, будущее не сулит Обаме ничего хорошего. Экономика США возрождается слишком медленными темпами, уровень безработицы также остается неизменным. Если учитывать, что еще ни один президент в истории США не смог увеличить свою популярность во второй год президентства, то прогноз для Обамы и его Демократической партии накануне предстоящих промежуточных выборов в Конгресс, которые пройдут в ноябре, действительно мрачный.

А поскольку проистекает увязка внешней политики с внутренней, то экспертами делается соответствующий вывод об изменениях и во внешней политике. Но так ли это? Прежде всего следует отметить, что нынешняя администрация США уже сформировала свое отношение к Южному Кавказу. Разумеется, это не означает кардинального снижения роли региона во внешней политике Вашингтона, но все же предполагает новый формат интересов и приоритеты в части решения экономических, политических и военных задач.

Действительно, нельзя не согласиться с тем, что сегодня Афганистан и Ирак уносят чрезвычайно много ресурсов США. Учитывая, что территория Южного Кавказа в общем, Грузии и Азербайджана в частности, является маршрутом коммуникационного сообщения с Афганистаном и Центральной Азией, можно констатировать геостратегическую значимость региона для США.

Безусловно, если бы сотрудничество США с Россией получило развитие, значение не только Южного Кавказа, но и Турции снизилось бы. Но этого не произошло, и приоритеты США в отношении Южного Кавказа в этом плане остались неизменными: военно-транзитные функции региона сохраняют свою значимость.

Бесспорно, приоритеты изменились в другом.
Сегодня США экономические задачи, связанные с добычей и транспортировкой нефти и газа, стараются рассматривать обособленно и менее политизировать эти функции. Совершенно очевидно, что США сохранят свой контроль над главными энергетическими коммуникациями региона и созданным американо-британскими усилиями гигантским энергетическим комплексом в Кавказско-Каспийском регионе.

Кроме стратегического нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, регион интересует многие государства в качестве транзитного пути "голубого топлива". "Набукко" и "Южный поток" выступают главными конкурентами в этом споре. Согласно последней информации, пока побеждает российский проект.

Поэтому западное сообщество в лице Вашингтона делает все, чтобы сохранить свое влияние на Южном Кавказе, при этом пытаясь снизить уровень конфронтации в глобальном и локальном формате с Россией.

Проблема в том, что Россия считает, что она имеет все "геополитические права" на влияние и военно-политическое присутствие на Южном Кавказе. Совершенно очевидно, что Россия не способна конкурировать с Западом, прежде всего с США, из-за так называемых "правил поведения". Они у США и России в корне различаются. К примеру, в Кремле, по непонятной причине, считают, что Южный Кавказ нуждается в системе сдерживания внешних экспансий и угроз, и только военное присутствие России может обеспечить в той или иной мере безопасность региона.

При этом ясно, что на самом Южном Кавказе не все с этим согласны. К примеру, в Грузии считают, что размещение американских баз на ее территории является важнейшим фактором безопасности. Политика и позиция Грузии гораздо более однозначны, понятны и более позитивно воспринимаются в США. И в Азербайджане многие рассматривает главным и действительным гарантом своей безопасности не Турцию и, конечно же, не НАТО, а именно США. Поэтому Азербайджан также позитивно и с надеждой рассматривает размещение американских баз в Грузии и вообще усиление присутствия США в регионе. Нельзя забывать и о роли Ирана на Южном Кавказе, которая весьма велика, несмотря на то, что США и Турция осуществляют политику сдерживания влияния Тегерана. Дело в том, что в настоящее время ирано-армянские отношения переживают новый этап развития. Иран и Армения создают инфраструктуру, имеющую оборонное и важное экономическое значение. Между двумя государствами имеется договор о сотрудничестве на случай войны. В соответствии с договором в военное время Иран обеспечивает тыл Армении, а Армения не допускает создания блокады Ирана и использования ее территории для нанесения ударов по Ирану.

Но, как бы то ни было, Запад стремится к определенной стратегической стабильности в регионе Южного Кавказа, в то время как Россия интерпретирует для себя эту определенность как стратегическую нестабильность, поскольку она может потерять рычаги управления над небольшими государствами Кавказа и близлежащих регионов. По этой причине Россия в течение нескольких лет стремится к установлению через "Газпром", "ЛУКойл", РАО ЕЭС, "Русал" и другие свои компании экономического контроля над энергоресурсами, национальными трубопроводными системами, производством электроэнергии и распределительными электрическими системами стран региона. Поскольку энергетическое развитие имеет важное значение для стран региона, то энергетические интересы США в потенциале будут продолжать оказывать влияние на будущее развитие Южного Кавказа.

Надо полагать, что под снижением "интереса США к Южному Кавказу" имеются в виду вопросы поддержки демократии и прав человека, которые до сих пор присутствовали на внешнеполитической повестке США. Тем более, что этим проблемам всегда уделялось повышенное внимание. Но дело в том, что изменения в акцентах к этим приоритетам время от времени отражали меняющийся баланс экономических, политических и социальных сил в американском обществе, а также внутри политической и финансовой элиты страны. И, следовательно, отношение любой американской администрации зависит от внутриамериканского баланса сил. А баланс сил, как видно из последнего опроса общественного мнения, не в пользу администрации Обамы.

И наконец. Буквально за последний месяц Южный Кавказ и, в частности, Азербайджан друг за другом посетили первый заместитель госсекретаря США Джеймс Стейнберг и заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Уильям Бернс. А это что-то да означает...

Встреча президентов в Батуми может стать основой для прорыва на путях взаимовыгодного сотрудничества

В воскресенье президент Серж Саргсян вернулся из Грузии, где находился с частным визитом по приглашению грузинского лидера Михаила Саакашвили. Встреча проходила в Аджарии, с достопримечательностями которой знакомил своего армянского гостя грузинский президент.