Когда президент Барак Обама в январе 2009 года пришел в Белый Дом, американо-российские отношения находились на самой низкой отметке со времен окончания "холодной войны". Всего за пять месяцев до этого его предшественнику был представлен план действий с нанесением ударов по вторгшимся в Грузию российским воинским частям, что могло привести к катастрофическим последствиям. Но и до российско-грузинской войны двусторонние отношения находились в состоянии почти полного расстройства.

Администрация Обамы приступила к работе с уверенностью в том, что сохранение такого положения вещей наносит вред интересам национальной безопасности Соединенных Штатов. Улучшение взаимоотношений между США и Россией было крайне важно для новой команды, пытавшейся добиться успеха в своих основных приоритетах, таких как стабилизация в Афганистане и обеспечение безопасности и сохранности ядерных материалов.

Администрация решила применить новый подход и наладить взаимодействие с Москвой по важнейшим проблемам, с которыми сталкиваются обе страны. Вице-президент Джо Байден назвал такую тактику нажатием "кнопки перезагрузки" в двусторонних отношениях. Но администрация была также решительно настроена на то, чтобы не допустить налаживания такого взаимодействия в ущерб другим приоритетам США и нашим основополагающим ценностям.

8 апреля 2010 года президент Обама встретился с российским президентом Дмитрием Медведевым в Праге, чтобы подписать новый договор СНВ, пришедший на смену первоначальному историческому Договору о сокращении стратегических наступательных вооружений. Тем самым, он выполнил главную задачу администрации в сфере "перезагрузки". Новый договор СНВ предусматривает значительные и поддающиеся проверке сокращения в арсеналах обеих сторон.

Подписание нового соглашения в области контроля вооружений также создает возможность для оценки процесса "перезагрузки" и для концентрации усилий на перспективах американо-российских взаимоотношений.

Тщательная "инвентаризация" политики администрации в отношении России показывает, что налаженное взаимодействие уже принесло конкретные дивиденды. Сам по себе новый договор СНВ свидетельствует о значительном улучшении двусторонних отношений, которое имеет место с приходом к власти президента Обамы.

Были и другие существенные достижения, включая сотрудничество в вопросе стабилизации Афганистана, совместные усилия по решению проблем, связанных с ядерной программой Ирана, и создание особой инфраструктуры для налаживания взаимоотношений в рамках двусторонней Президентской комиссии. Менее заметными, но не менее важными стали первые успехи администрации в ликвидации глубокого недоверия между двумя странами. Новая атмосфера ослабленной враждебности сыграла важную роль в предотвращении целого ряда потенциально губительных событий, включая повторение конфликта в Грузии в годовщину августовской войны 2008 года.

Безусловно, были ошибки и просчеты. А по некоторым вопросам, таким как выполнение Россией своих международных обязательств и развитие экономических связей, достигнутый прогресс был минимален.

Но существующие сегодня конструктивные и содержательные двусторонние отношения разительно отличаются от того состояния, в котором они находились в момент прихода к власти президента Обамы. И несмотря на частые утверждения в средствах массовой информации об обратном, такое улучшение достигнуто не в ущерб каким-то другим политическим целям. Администрация в рамках перезагрузки отношений с Москвой не шла ни на какие "грандиозные сделки".

В докладе под названием "Оценивая "перезагрузку" и следующие шаги в российско-американской политике" (одноименное с названием статьи) рассматриваются достижения и нерешенные проблемы первого года перезагрузки, а также предлагаются рекомендации по их решению и расширению взаимоотношений. Если говорить конкретно, администрация должна предпринять следующие шаги:

Контроль вооружений

- Расширение списка задач по контролю вооружений.
Сегодня, когда подписан новый договор СНВ, администрации следует начать переговоры  с русскими о дальнейших сокращениях ядерного оружия.

Грузия

- Разработка плана действий по выполнению Россией соглашения с Грузией о прекращении огня от августа 2008 года. Администрация должна и впредь добиваться от России выполнения ею международных обязательств в связи с ситуацией в Грузии, часть из которых Москва сегодня не соблюдает. Но для достижения прогресса и выхода из тупика в Грузии необходим более изобретательный и творческий подход. Он необходим и для того, чтобы избежать нового конфликта в будущем. Соединенные Штаты  должны предложить конкретные шаги, способствующие созданию позитивного импульса и наращиванию доверия.

Демократия и права человека
 
- Полная реализация нового подхода к вопросу демократии и прав человека.
Администрация Обамы положила конец пагубной практике обвинений и осуждений и приняла на вооружение новую тактику действий по развитию демократии в России. Однако этот подход остается в большей степени на уровне идеи, концепции, а не конкретного политического плана действий.

Активизация экономических связей

- Надо отойти от вопроса о членстве в ВТО.
Несмотря на частые заявления России о том, что она по-прежнему  хочет быть членом Всемирной торговой организации и нуждается в помощи США для достижения этой цели, создание Таможенного союза с Белоруссией и Казахстаном отложило решение вопроса о вступлении на неопределенный срок. Если Москва не изменит свой курс, Соединенные Штаты  вряд ли смогут сделать что-то большее, чем они делают сейчас, для оказания содействия России со вступлением.

- Помочь России со вступлением в ОЭСР.  Процесс вступления в Организацию экономического сотрудничества и развития предусматривает всестороннюю проверку экономической политики страны. Контакты России с ОЭСР могут послужить мощным стимулом  для реализации экономических реформ и укрепления власти закона.

- Внимание к сотрудничеству в вопросах энергоэффективности.
Сотрудничество в области энергоэффективности дает целый ряд преимуществ. Это высший приоритет для обоих президентов, и такое сотрудничество создает потенциал для получения экономических выгод, а также для снижения углеродных выбросов.

Стратегическое взаимодействие и взаимная связь

- Четкое обозначение приоритетов.
Перезагрузка в значительной степени была неверно истолкована средствами массовой информации, а также нашими союзниками и друзьями. Администрация должна четко заявить о том, что перезагрузка не подразумевает проведение политики по принципу "Россия прежде всего" или "Кремль прежде всего".

- Регулировать ожидания.  С самого начала на перезагрузку возлагались несбыточные надежды. В определенной мере администрация сама способствовала этому, предложив чрезвычайно амбициозную повестку и дав понять, что успех придет быстро и без особых усилий. Соединенные Штаты в своей российской политике должны руководствоваться трезвыми оценками того, чего можно, а чего нельзя добиться в двусторонних отношениях. Они должны исходить из ясного понимания того, что взаимодействовать с Кремлем сегодня будет непросто.

- Не подавать Москве двусмысленные сигналы. 
Подозрительность российского руководства в отношении скрытых мотивов США в ближайшее время никуда не исчезнет. В результате перезагрузка двусторонних отношений за прошедший год и те преимущества и выгоды, которые она принесла, незначительны, и они легко могут оказаться разрушенными. Администрация не должна менять свой политический курс, дабы преодолеть недоверие Кремля; но она может многого добиться, если будет подавать ему согласованные, ясные и последовательные сигналы.

Данные рекомендации помогут закрепить успехи и достижения первого года перезагрузки. Однако стратегическое партнерство с нынешним российским руководством, часто демонстрирующим в своей внешней и внутренней политике "несоответствие ценностей" между нашими странами и незаинтересованность в ответственном отношении к международной системе, очень маловероятно. В американо-российских отношениях сохранится сочетание соперничества и сотрудничества, а Россия время от времени может вызывать разочарование у США при реализации американских внешнеполитических целей.

Однако история первого года перезагрузки показывает, что политика конструктивного взаимодействия может приносить важные выгоды.