Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
На саммите сообщили, что Грузия «сорвала попытку продать оружейный уран»

Президент Грузии поведал собравшимся на саммите о спецоперации, а Барак Обама призвал весь остальной мир «не просто говорить, а действовать».

© REUTERS/Jason ReedМихаил Саакашвили на саммите по ядерной безопасности
Михаил Саакашвили на саммите по ядерной безопасности
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вчера на встрече мировых лидеров прозвучало сообщение о том, что грузинские спецслужбы сорвали преступный замысел продажи оружейного урана на чёрном рынке. Об этом сообщил президент страны.

Вчера на встрече мировых лидеров прозвучало сообщение о том, что грузинские спецслужбы сорвали преступный замысел продажи оружейного урана на чёрном рынке. Об этом сообщил президент страны.

Когда это открылось, на саммите все почувствовали серьёзность положения, и Барак Обама призвал весь остальной мир «не просто говорить, а действовать», чтобы уничтожить незащищённые запасы ядерного топлива или защитить их от кражи террористами.

Вчера вечером президент США поприветствовал выдвинутую его российским коллегой инициативу закрыть последний оставшийся в стране завод по производству плутония в бывшем закрытом сибирском городе Железногорске. Обама счёл это знаком «лидирующего положения России по ядерному вопросу».

Внося свой вклад в дело обеспечения ядерной безопасности, Франция предложила пустить инспекторов ООН на свои ядерные объекты, а президент Николя Саркози сказал, что любой глава государства, которого уличат в передаче ядерного материала террористам, должен пойти под международный суд.

Пакистан попал под особенно пристальный взгляд Вашингтона, так как все боятся, что экстремисты могут похитить атомное оружие из его арсенала, а также из-за того, что эта страна выступает против официального запрета на производство ядерного материала.

Но сделанное грузинским президентом Михаилом Саакашвили сообщение о попытке контрабанды ядерного оружия послужило напоминанием о том, что до сих пор существует значительная неопределённость в вопросе отчётности по ядерному материалу, оставшемуся после распада Советского Союза.

По сообщениям грузинских источников, высокообогащённый уран был перехвачен в результате спецоперации, осуществлённой властями Тбилиси в марте без помощи международного сообщества. Сообщается, что степень обогащения урана составляла 70 процентов. Экспертиза будет проведена через несколько дней, и тогда будут получены точные данные, но уже сейчас представляется, что чистота урана была достаточной, чтобы изготовить примитивную ядерную боеголовку.

Было перехвачено небольшое количество урана, всего несколько граммов (для действенной бомбы его необходимо как минимум двадцать пять килограммов), но, как говорят грузинские официальные лица, это был всего лишь образец, который банда должна была показать клиенту в подтверждение наличия большего количества товара на продажу. О том, из какой страны происходили члены банды, официальные лица Грузии не сообщили.

 «Грузинское министерство внутренних дел за последние десять лет предотвратило восемь попыток незаконной транспортировки обогащённого урана, в том числе оружейного», — заявил грузинский президент, выступая на саммите. — «Последним таким случаем стала попытка продать высокообогащённый уран, совершённая в марте этого года».

Этот случай напоминает о том, как в 2006 году был арестован контрабандист из Северной Осетии Олег Хинсагов, пытавшийся продать сто граммов высокообогащённого урана на территории Грузии. Также он заявил предполагаемым покупателям, что образец, обогащённый почти до 90-процентного уровня, был лишь фрагментом большой партии. Сейчас Хинсагов отбывает восьмилетний срок тюремного заключения, но последние события показывают, что та партия может существовать в действительности. С 1993 года Международным агентством по атомной энергетике было подтверждено пятнадцать случаев контрабанды оружейного урана и плутония, но сами инспекторы ООН признаются, что понятия не имеют, каковы объёмы контрабанды, остающейся не замеченной ими. Существуют опасения, что попадаются только мелкие контрабандисты, а более хорошо организованные банды остаются на свободе.

Ведущий специалист по ядерной безопасности из Гарвардского университета Мэттью Банн (Matthew Bunn) считает так:

«Один из тревожных моментов, касающихся тех ситуаций в Грузии, — это то, что здесь явно действует организованная преступная группировка, распродающая большое количество фрагментов одной и той же партии материала. Интересно, та ли это самая группировка? Надеюсь, остальные лидеры теперь побоятся Бога и убедятся, что это реальная проблема и что она актуальна прямо сейчас».

Официальные лица США указывают на несколько конкретных достижений, сделанных в ходе саммита. Украина и Канада отказались применять высокообогащённый уран в своих реакторах и решили перейти на низкообогащённый, из которого намного сложнее сделать бомбу. Высокообогащённый уран из Канады будет отправлен в США (где он и был получен) на хранение. Украинский высокообогащённый уран был синтезирован в СССР, и его вернут в Россию. Малайзия объявила, что будет более строго контролировать перевозки ядерного оборудования.

На саммите была подтверждена готовность сорока семи государств поддержать Обаму в достижении им заявленной цели обеспечить надёжную защиту ядерного материала в течение четырёх лет. Также прозвучал призыв и к остальным странам перейти с высокообогащённого урана на низкообогащённый. Также прозвучал призыв ратифицировать конвенции ООН, составленные с целью выработки международных стандартов ядерной безопасности. Некоторые страны, например, Франция, пообещали ускорить процесс ратификации. Были даны обязательства повысить финансирование Международного агентства по атомной энергетике, которое будет играть усиленную роль в обеспечении соблюдения мировых стандартов безопасности.

Никаких юридически обязывающих деклараций сделано не было, как не было и намечено конкретного плана действий. Вместо этого было дано обещание добиться каких-либо политических результатов в двухлетний срок, к следующему саммиту, который будет проводиться в Южной Корее. Тем временем было достигнуто соглашение о встрече на уровне высокопоставленных должностных лиц (так называемых «шерп») из всех сорока семи стран каждые шесть месяцев.