Отмечаемый в четвертый четверг ноября День благодарения - один из самых любимых национальных праздников в США. Хотя религиозная суть праздника, имеющего почти четырехвековую историю, многими подзабыта, а подчас и искажена, американцы не только строго чтят традиции, но и обогащают их из года в год. К новым традициям Дня благодарения, безусловно, можно отнести и так называемую «Черную пятницу», день, с которого начинается сезон предрождественских и новогодних распродаж. Для магазинов и покупателей это праздник, а для дорожной полиции - сущий ад. Автомобили забивают все дороги, ведущие к крупным торговым центрам задолго до рассвета, и эти пробки не рассасываются до самого закрытия магазинов. Именно по этой причине полиция Филадельфии назвала пятницу «черной», и именно это определение устоялось в сознании людей, хотя экономисты дают другое объяснение: увеличение объема продаж способствует возврату в прибыльную, так называемую черную зону. Результаты пятничной торговли еще не подсчитаны, однако, по прогнозам Федерации розничной торговли, в этом году ожидается увеличение продаж на 2,3%, что в денежном исчислении означает почти на 450 миллиардов долларов больше, чем в прошлом году.

В американских календарях все пятницы ноября черные, то есть это обычные рабочие дни. Но последняя пятница - особая. Глядя со стороны, можно подумать, что в этот день работают только магазины и дорожная полиция. Все остальные американцы заняты покупками. По данным Международного совета торговых центров, штаб-квартира которого расположена в Нью-Йорке, одна треть семей готовилась к покупкам в эту «Черную пятницу» и примерно 138 миллионов американцев сообщили о своем намерении заняться покупками в будущие выходные дни. И это не считая тех, кто предпочитает покупки в интернет-магазинах. Для сравнения лишь укажем, что в рекордных по активности избирателей президентских выборах 2008 года проголосовало всего 122 миллиона человек.

Что же привлекает покупателей так сильно, что они готовы взять на работе неоплачиваемый отгул и, несмотря на холод, простоять, точнее пролежать в очередях перед закрытыми дверьми магазинов целые сутки? Кстати, крупнейшие торговые сети Лос-Анджелеса в эту пятницу открылись в три часа пополуночи. А по стране в целом известны случаи, когда распродажи начинались ровно в полночь.

Привлекают покупателей, конечно же, невероятные скидки.

«В прошлом году я пришла поздно, оказалась в конце очереди и не смогла купить то, что хотела. В этом году я первая в очереди», - говорит одна из девушек, собирающаяся переждать ночь до открытия магазина электроники.

Молодой человек признался, что собирается сэкономить на покупке телевизора 1000 долларов. Эти деньги стоят ночного бдения. Другой сказал, что пришел со спальным мешком и даже успеет поспать. Люди приходят сюда с горячей едой, с матрацами и одеялами, и потом весь день таскают их с собой по магазинам. Но, видимо, игра стоит свеч.

Хотя есть масса товаров, предлагаемых за 10-15 % от первоначальной стоимости, хитом этого сезона стали телевизоры с большим жидкокристаллическим экраном, компьютеры, лэптопы и прочая дорогая электроника, на которую предлагалась скидка в 50%. В частности, телевизор с размером диагонали экрана больше метра можно было купить за 298 долларов, компьютеры и лэптопы - за 200 долларов. Даже компания Apple предлагала небольшие скидки, чего она в принципе не делает.

Однако и здесь есть небольшая хитрость. На самом деле предлагается всего несколько экземпляров хороших дорогих товаров с приличной скидкой. А далее все как в остальные дни. Но это уже мелочи. Главное - завлечь готового потратиться покупателя в магазин. Ясно, что он, этот самый покупатель, прождавший десятки часов перед дверьми, даже если ему не достанется то, за чем он приходил, все равно с пустыми руками уже не уйдет. А может со зла купит даже то, что ему не очень нужно, лишь бы со скидкой.

К понедельнику опустевшие прилавки заполнятся новыми товарами с рождественской и новогодней символикой, и оживленная торговля будет продолжаться до 24 декабря. По данным центра изучения общественного мнения института Гэллапа, американцы в этом году на рождественские подарки потратят в среднем по 714 долларов, что значительно больше затрат прошлого года. И это при том, что по мнению большинства опрошенных, экономическая ситуация в стране за год ухудшилась. Как обычно, в конце декабря в торговле наступит затишье, ну а в первые дни Нового года часть американцев снова направится в магазины, только на этот раз не за покупками, а для того, чтобы вернуть ненужные подарки.

Это тоже своеобразная традиция. Для торговцев, возможно, не очень приятная, но это уже в счет баланса будущего года. А этот год, как ожидается, будет прибыльным.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.