Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия ратифицировала новый СНВ: что ждет российско-американские отношения дальше?

Новый договор СНВ, ратифицированный сегодня российским Советом Федерации, это важный шаг в перезагрузке российско-американских отношений. Но остается множество крупных нерешенных проблем.

© коллаж ИноСМИГосдума ратифицировала российско-американский договор СНВ
Госдума ратифицировала российско-американский договор СНВ
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Новый договор СНВ о сокращении ядерных вооружений, ставший самым амбициозным российско-американским стратегическим соглашением со времен холодной войны, преодолел в среду последнее препятствие, получив единогласную поддержку в верхней палате российского парламента. Но даже несмотря на ратификацию договора, предстоит еще огромный объем работ в рамках российско-американской «перезагрузки», начатой Обамой после инаугурации.

Москва – Новый договор СНВ о сокращении ядерных вооружений, ставший самым амбициозным российско-американским стратегическим соглашением со времен холодной войны, преодолел в среду последнее препятствие, получив единогласную поддержку в верхней палате российского парламента.

Это соглашение, в рамках которого стратегические ядерные арсеналы обеих сторон будут сокращены примерно на 30%, во вторник был ратифицирован в более неугомонной Государственной Думе (нижняя палата) вполне комфортным большинством голосов 350 : 96. (Депутаты верхней палаты, носящей название Совет Федерации, фактически назначаются Кремлем, в то время как в избираемой Думе по-прежнему работает несколько депутатов от оппозиции.)

По словам экспертов, утверждение договора в российском парламенте было делом предрешенным, поскольку Сенат США, несмотря на свою гораздо меньшую предсказуемость, ратифицировал СНВ в декабре на завершающей сессии в старом составе.

«Не было никаких сомнений, что Дума его примет, поскольку все понимают, что это необходимый и выгодный для России договор, - говорит заместитель директора государственного Института США и Канады Павел Золотарев. – Российская экономика не в состоянии соперничать с американской в этой области, и данным соглашением устанавливается такой уровень, который обеспечивает стратегическую стабильность. Договором также вносятся поправки в систему взаимных проверок ядерных вооружений (срок действия которой истек). Она стала проще, оставшись, по сути дела, столь же эффективной, как и прежде».

Ожидается, что президент Дмитрий Медведев подпишет ратификационный документ в ближайшее время, после чего новый СНВ вступит в законную силу.

Скептицизм в отношении нового СНВ


К договору по-прежнему с большим сомнением относятся некоторые представители США, обеспокоенные тем, что Россия в целях ограничения стратегической свободы действий Америки в будущем может воспользоваться формулировкой в преамбуле документа об увязке сокращения наступательных вооружений со спорным до сих пор вопросом о ПРО.

Прежде чем принять во вторник документ о ратификации, Дума внесла в него поправки, особо выделив право России на выход из СНВ в случае нарушения Соединенными Штатами стратегического баланса принятием крупных инициатив по противоракетной обороне.

«Договор будет работать лишь в том случае, если Соединенные Штаты  будут соблюдать его условия», - заявил во вторник журналистам Константин Косачев, возглавляющий Комитет Государственной Думы по международным делам.

В тот же день президент Обама сказал в своем послании Конгрессу о положении в стране, что это соглашение показывает один важный момент: усилия по предотвращению распространения атомного оружия по всему миру живут и здравствуют. «Лидерство США просматривается и в усилиях по обеспечению безопасности самого страшного оружия войны, - заявил он. – Поскольку республиканцы и демократы утвердили новый договор СНВ, развернутых ядерных боезарядов и их носителей станет намного меньше».

Куда дальше пойдет «перезагрузка»

Но даже несмотря на ратификацию договора, предстоит еще огромный объем работ в рамках российско-американской «перезагрузки», начатой Обамой после инаугурации.

«После ратификации СНВ повестка оказалась исчерпанной, - говорит главный редактор ведущего российского внешнеполитического журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. – Сейчас нам надо переходить к следующему этапу. Но те вопросы [такие как контроль вооружений], которые были ясны и понятны обеим сторонам, сегодня решены. Мы можем также отметить, что политическая ситуация в обеих странах ухудшилась».

В предстоящем году и Россия, и США будут все больше заниматься вопросами внутренней политики. Республиканцы добились больших успехов в ходе недавних промежуточных выборов, и теперь Обаме будет труднее заручаться поддержкой Конгресса при выдвижении новых инициатив. В декабре в России предстоят выборы в Думу, а спустя три месяца после них – президентские выборы.

В предстоящие месяцы главное место в российской политике будет, скорее всего, занимать усиливающаяся конкуренция между президентом Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным за право баллотироваться в качестве кандидата от истэблишмента.

Ближайшая задача в российско-американских отношениях заключается в поиске компромисса относительно планов НАТО по созданию противоракетного щита в Европе, который, как опасается Россия, ослабит ее силы ядерного сдерживания.

Далее, говорят эксперты, существует целый перечень сложных вопросов, по которым стороны должны найти точки соприкосновения, если они хотят продолжать «перезагрузку». Это, среди прочего, сотрудничество по Афганистану, обуздание предполагаемых иранских усилий по созданию ядерного оружия, продвижение мирного процесса на Ближнем Востоке и решение проблем глобальной финансовой нестабильности.

«Ратификация СНВ открывает перспективы для решения других проблем между США и Россией, а таких проблем существует немало, - говорит политический обозреватель государственного агентства «РИА Новости» Петр Романов. – Похоже, мы преодолели одно препятствие, но теперь перед нами встают новые, более высокие преграды».