Больше чем трансактный процесс основанной на уступках «перезагрузки» между США и Россией, поведение России и ее отношения с Западом улучшает успех этих стран (частично потому что это может также послужить сильным и вдохновляющим примером для российского народа). – Сенаторы Кайл, Джонсон, Сешнз и Крапо.

В этом утверждении все поставлено с ног на голову. «Перезагрузка» должна была улучшить американско-российские отношения, и в значительной мере она своего добилась. Она не должна была улучшить поведение России по отношению к ее соседям, однако улучшившиеся отношения между Россией и многими из ее соседей оказались счастливым результатом смягчения напряженности между Вашингтоном и Москвой. Если мы хотим вернуться к чрезвычайно плохим отношениям и повышенной напряженности между Россией и многими из ее соседей, то нам следует воспользоваться рекомендациями сенаторов.

Если США будут продолжать попытки использовать небольшие страны у границ России в качестве «прифронтовых государств», чтобы надавить на Москву, Россия, с большой вероятностью, будет обращаться с этими государствами хуже, чем могла бы. Если «успех этих стран» будет видеться, как усилия по сокращению российского влияния у своих границ, Россия, вероятно, придет к выводу, что у нее достаточно причин саботировать эти успехи. Эти сенаторы, похоже, намекают на то, что США должны использовать эти малые государства, чтобы подзуживать и провоцировать Россию в странной надежде на то, что это сделает Россию более склонной сотрудничать с этими государствами и с США. Это так похоже на большую часть ошибочной политики США в отношении России и бывших советских республик, проводимой за последние два десятилетия.

На практике для политики в отношении Грузии, обеспечение «успеха» этих стран во многом сфокусировано на военной поддержке и сотрудничестве:

Невзирая на российское вторжение в Южную Осетию и Абхазию в 2008 году, грузинские перспективы более радужны. Динамичное правление Михаила Саакашвили базируется на экономических принципах Рональда Рейгана и Милтона Фридмана. Поскольку российские войска по-прежнему занимают одну пятую этой страны, а порядка тысячи грузинских военных воюют вместе с американскими силами в Афганистане, Грузия выразила желание купить у США оборонительные вооружения, и ей нужно позволить это сделать. Равным образом Грузия, являясь будущим членом НАТО, - отличная площадка для поддержки противоракетной обороны США и Европы. Экономическое сотрудничество в форме соглашения о свободной торговле с США и вхождение в Евросоюз также поможет обеспечить долгосрочный успех Грузии.

Часть этого утверждения заведомо вводит в заблуждение. Основная проблема с августовской войной 2008 года с точки зрения большинства прогрузинских ястребов была не в том, что Россия перебросила в Южную Осетию силы, чтобы отразить грузинское нападение, хотя этим они тоже были недовольны, но в том, что затем российские силы продвинулись за пределы Южной Осетии, и атаковали объекты в самой Грузии. Авторы не могут признать, что изначально именно Саакашвили обострил конфликт, и поэтому они изобретают историю российского «вторжения» в Южную Осетию и Абхазию. Грузия не станет членом НАТО в будущем, и я просто не могу представить себе, что может рассердить Россию больше, чем предложение о развертывании системы ПРО в Грузии. Не считая предложения о свободной торговле, которое может быть разумным (а может, и нет), все это по-настоящему ужасные предложения.

По вопросу продажи каких-либо вооружений Грузии, Джошуа Кучера недавно написал для журнала The Atlantic статью о том, почему это будет ошибкой:

Однако даже если Грузия будет вооружена до зубов, неясно, чем это ей поможет. Российские вооруженные силы настолько сильнее грузинских, что дополнительные вооружения были бы спорным вопросом. Или еще хуже: хотя Грузия постоянно подчеркивает, что стремится приобрести лишь «оборонительные» вооружения, любые оборонительные вооружения облегчают агрессию, улучшая оборону против контратаки. Грузия вовсю вещает об угрозе российского нападения, но на самом деле именно Грузия произвела первые выстрелы, вызвавшие войну 2008 года с Россией, вероятно потому, что ожидала, что Россия просто останется в сторонке.

В докладе, опубликованном ранее в этом году, два исследователя региона, Кори Вельт (Cory Welt) и Сэмюэль Чарап (Samuel Charap), заявляют, что предоставление Грузии оружия увековечит «менталитет Берлинской стены» и постоянного конфликта, и заблокирует тот путь, который Грузии по-настоящему необходимо пройти в отношении своих потерянных территории Абхазии и Южной Осетии. Этот путь, пишут Вельт и Чарап, это медленный, кропотливый процесс «трансформации конфликта, ослабляющий напряженность, объединяющий людей по обе стороны границ конфликта, создающий доверие, выстраивающий торговые связи и нормализующий контакты между властями».
 
Но деликатность - это не сильная сторона Саакашвили. В то время как американские вооружения могут не изменить ситуацию на местах, они станут ощутимым знаком решительной поддержки со стороны Запада, поддержки, которой Саакашвили столь явственно жаждет.

Важно помнить, что Саакашвили посчитал само собой разумеющимся, что США поддержат Грузию в любом конфликте после того, как Грузия получила то, что он интерпретировал как ощутимый знак поддержки Запада, на саммите НАТО в Бухаресте. Предоставление или продажа Грузии любых вооружений станет повторением той ошибки, и может внести свой вклад в развитие нового кризиса. По крайней мере, как объясняют Чарап и Вельт, это не поможет урегулировать споры с Южной Осетией и Абхазией и несомненно не сделает ничего, чтобы улучшить отношения между Россией и США или Россией и Грузией.

Для стран Прибалтики сенаторы придумали новую, необычайно плохую рекомендацию: разместить в этих странах тактические ядерные вооружения, которые больше не хотят держать у себя другие европейские государства. Вспомните, что некоторые из авторов этого письма выражали ожесточенное недовольство тем, что тактические ядерные вооружения не были внесены в соглашение о сокращении стратегических вооружений, чью ратификацию они так пытались сорвать. Похоже, что в данном случае сокращение или уничтожение угрозы тактического ядерного оружия их не волнует. Вместо этого, они хотят встревожить и настроить против себя Россию, перевезя эти тактические вооружения прямо к России на крыльцо. Учитывая, как негативно Москва отнеслась к размещению компонентов системы ПРО в Польше и Чехии, легко понять, почему эта рекомендация катастрофична, если, конечно, цель состоит в том, чтобы улучшить отношения между Россией и ее соседями.