Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Раскаиваясь в перезагрузке: США должны пересмотреть свои отношения с российскими лидерами

© Reutersкнопка перезагрузки
кнопка перезагрузки
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На протяжении двух последних лет администрация Обамы расхваливает свою «политику перезагрузки» в отношении России, преподнося ее как одно из своих величайших дипломатических достижений. Президент потратил уйму времени на обхаживание российского президента Дмитрия Медведева. И это несмотря на то, что Медведев является назначенцем и протеже премьер-министра Владимира Путина, и не имеет собственной политической базы.

На протяжении двух последних лет администрация Обамы расхваливает свою «политику перезагрузки» в отношении России, преподнося ее как одно из своих величайших дипломатических достижений. Президент потратил уйму времени на обхаживание российского президента Дмитрия Медведева, сделав его своим главным собеседником в рамках дипломатии. И это несмотря на то, что Медведев является  назначенцем и протеже премьер-министра Владимира Путина, и не имеет собственной политической базы.

Чтобы поддержать «перезагрузку», администрация согласилась на сокращение стратегических ядерных сил США в рамках договора СНВ-3, отказалась от развертывания элементов противоракетной обороны в Польше и Чехии, начала переговоры с Москвой по ПРО, а также проводит политику геополитического невнимания на постсоветском пространстве и снижает накал критики по поводу подавления политических свобод в России. Тем не менее, Путин остается «национальным лидером» России и реальной силой, стоящей за троном – и сидящей на нем. Высокопоставленные чиновники из Белого дома и Госдепартамента сегодня в частном порядке признаются, что поставили не на ту лошадь, и что у Медведева вряд ли останется реальная власть после весны 2012 года. Но администрация не может публично признать, что ее ставка проигрышная, поскольку это подорвет саму идею приобретшей излишне личностный характер «перезагрузки».

А действительность такова, что у Медведева мало возможностей для достижения реальных результатов, и он вряд ли останется у власти. Это значит, что Соединенным Штатам следует пересмотреть свою стратегию взаимодействия с российским руководством.

Путин Америке не друг

Российско-американские отношения включают такие вопросы как права человека, исламистский экстремизм в России, энергетика, озабоченность друзей и союзников США по поводу своего суверенитета, Иран и нераспространение ядерного оружия. Администрация Обамы не может решать эти проблемы, делая вид, будто Медведев и узкий круг его сторонников обладают реальной властью. На самом деле, верховная власть в стране принадлежит путинской группировке, куда входят ключевые руководители из сферы энергетики, обороны и безопасности, бизнесмены, а также верхушка правящей партии «Единая Россия».

Путин, не являющийся большим другом Америки, весной 2012 года может вернуться из своего премьерского кабинета в Кремль, и это вызывает непростые вопросы о политике Обамы в отношении России.

Путин публично выражает несогласие со своим тщательно подобранным преемником Медведевым по целому ряду ключевых вопросов политики, многие из которых жизненно важны для интересов США. К ним относится роль свободы в стране, наследие Иосифа Сталина (Путин называл его «эффективным менеджером»), и распад Советского Союза. Эти люди также спорили по поводу модернизации, Ливии и преследования бывшего нефтяного магната Михаила Ходорковского.

Путин поддерживает «дружественные» отношения с Китаем и Венесуэлой, и хорошие отношения с Ираном. Он неоднократно обвинял США в поддержке исламских террористов на Северном Кавказе с целью расчленения России, в незаконном вторжении в Ирак, в свержении режимов на Ближнем Востоке с привлечением социальных сетей и средств массовой информации, а также заявлял, что Америка несет ответственность за мировой экономический кризис. Путин смотрит на модернизацию в основном как на средство развития военных технологий, неискренне заявляет о своей решимости вести борьбу с коррупцией, а также напрямую вмешивается в ход резонансных судебных процессов.

Мировоззрение Путина сформировалось в КГБ и в результате чтения русских националистических философов. Хорошо известно, что он считает распад Советского Союза «величайшей геополитической катастрофой 20-го столетия». Он также не любит и не доверяет Соединенным Штатам.

Идеологические расхождения


За борьбой этих людей за власть скрываются глубокие идеологические расхождения, отражающие полуторавековую конфронтацию между «западниками» и славянофилами/евразистами, которые хотят превратить Россию в основу глобального противостояния с евроатлантическим миром. Не признав эти расхождения, западные руководители просто не смогут понять двух российских лидеров, их взгляды на мир и их устремления.

В рядах выступающей за Путина элиты находятся высокопоставленные руководители спецслужб и военачальники, представители военно-промышленного комплекса, главы государственных корпораций, а также часть бизнесменов. Это смесь государственников, империалистов и националистов. Они выступают за такое будущее России, которое зиждется на ее имперском прошлом и на христианском православии.

Забеспокоившись по поводу снижения собственной популярности и популярности своей партии, а также стремясь обойти Медведева, Путин создал в прошлом месяце Общероссийский народный фронт. Это такое хитроумное политическое изобретение, куда входит «Единая Россия», женские и природоохранные организации, сочувствующие бизнесмены и профсоюзы. Стремясь взять под свой контроль Думу в ее новом составе, Путин может пустить туда коммунистов, а возможно и ультранационалистов Владимира Жириновского. Это будет означать конец и без того слабой многопартийной системы в России.

Устранять ущерб слишком поздно


Белый дом пока не признал публично свои ошибки в политике по отношению к России, и устранение ущерба может оказаться слишком ограниченным и слишком запоздалым. Приехав в апреле в Москву, вице-президент Джозеф Байден пригласил Путина посетить с визитом Вашингтон. Путин пока не дал никаких обещаний по поводу визита. Более того, назначение новым послом в Москве открытого сторонника Медведева, критика Путина и архитектора политики «перезагрузки» Майкла Макфола вряд ли будет способствовать улучшению отношений с путинским окружением.

Россия может потребовать уступок от США еще до возвращения Путина в кремлевский кабинет. Здесь и совместное управление европейской ПРО, и передача противоракетных технологий, и вывод тактического ядерного оружия США из Европы, и отказ от соблюдения условий Договора об обычных вооруженных силах в Европе, и саботирование санкций по Сирии и Ирану. Россия будет и впредь неумолимо давить на Украину. В ближайшем будущем ограничения политических свобод и средств массовой информации могут усилиться, а коррупция и презрение к равенству перед законом получить новый размах.

Перезагрузить «перезагрузку»


Администрация Обамы и Конгресс должны признать, что «перезагрузка» с Россией, которая требует огромных вознаграждений за ничтожные результаты, нуждается в срочной переоценке. Соединенные Штаты в отношениях с Москвой должны отстаивать свои национальные интересы, а не гоняться за миражами. США и Россия совместно заинтересованы в противодействии исламскому радикализму и терроризму, в нераспространении оружия массового уничтожения, в борьбе с наркотиками, в развитии торговли и инвестиций, в расширении туризма, бизнеса и обменов.

Россия может выиграть, получив доступ к американской науке, особенно к медицинской науке, а также к технологиям и инвестициям. Условием для этого должно стать улучшение ее внутренней и внешней политики. Однако Конгресс и администрация не должны мириться с российскими проделками как внутри страны, так и на геополитической арене. США должны без стеснения заявлять российским партнерам о своих приоритетах и ценностях – а при необходимости вести себя жестко и решительно.

Ариэль Коэн – доктор наук, старший научный сотрудник программы российских и евразийских исследований и международной энергетической политики Центра внешнеполитических исследований им. Дугласа и Сары Эллисон (Douglas and Sarah Allison Center for Foreign Policy Studies), который является подразделением Института международных исследований им. Кэтрин и Шелби Каллом Дэвис (Katherine and Shelby Cullom Davis Institute for International Studies) при фонде Heritage Foundation. Автор благодарит волонтера фонда Антона Альтмана (Anton Altman) за помощь в подготовке статьи.