«Союз» не располагает возможностями шаттла для ремонта космической станции

© РИА Новости / Перейти в фотобанкМеждународная космическая станция
Международная космическая  станция
Политики и ветераны освоения космоса в США предупреждают о повышении расходов и о риске «катастрофического вхождении в атмосферу» космической станции в отсутствие космического корабля-шаттла. Сейчас, когда готовится к отлету последний космический шаттл, замаячившая перспектива монополии России на доставку команд на борт МКС вызывает беспокойство в США.

Сейчас, когда готовится к отлету последний космический шаттл, замаячившая перспектива монополии России на доставку команд на борт Международной космической станции вызывает беспокойство в США.

Когда корабль-челнок «Атлантис» - который должен быть запущен в пятницу – вернется после своего двенадцатидневного полета на Землю, Россия станет единственной страной, способной доставлять астронавтов на станцию, стоимость которой 100-миллиардов долларов, на своем космическом корабле «Союз».

Ряд американских астронавтов, в том числе и легендарный Нейл Армстронг, 30 июня отправили администратору NASA Чарльзу Болдену (Charles Bolden) письмо, в котором они предупреждают о «неприемлемом риске полетов», поскольку на корабле «Союз» отсутствуют шлюзовые тамбуры, системы поддержки жизнеобеспечения и роботизированные манипуляторы, позволяющие шаттлу выполнять роль базы для выхода в космос с целью ремонта космической станции, в случае, если выход из строя систем или авария на борту станции сделают ее необитаемой.

Кристофер Крафт (Christopher Kraft), бывший руководитель Центра пилотируемых космических полетов, один из авторов этого письма, предостерегает о «катастрофическом вхождении в атмосферу» 400-тонной станции в атмосферу и о том, что на Землю может обрушиться дождь из обломков станции, если не будет возможности ее починить в случае «страшной аварии».

«В космосе неразумно играть в «русскую рулетку»», - добавляет он.

Некоторые сенаторы из числа республиканцев и ветераны освоения космоса также выразили свой протест против того, что США будут выплачивать российскому «Роскосмосу» кругленькие суммы за доставку американских астронавтов на орбиту. NASA в марте объявило, что Россия подняла цену за доставку одного астронавта с 56 миллионов долларов до 62 миллионов долларов, начиная с 2014 года.

Джон Гленн, первый американский астронавт на околоземной орбите прошлым летом уже предсказывал, что российские цены «резко возрастут», заявив, что сохранение шаттла было бы лучшим выбором.

«Наши астронавты должны будут стартовать на российском судне, с российской базы в Казахстане [Байконур], чтобы отправиться на нашу Международную космическую станцию», - заявил он и добавил, что «это едва ли можно считать приемлемым для «величайшей космической нации» мира».

Решение утилизировать шаттл было принято после катастрофы 2003 года с шаттлом «Колумбия», и в прошлом году Барак Обама, президент США, объявил, что ответственность за доставку экипажей и легких грузов на околоземную орбиту необходимо передать частным компаниям, разрабатывающим собственные космические корабли, например, SpaceX.
Однако может пройти не менее пяти лет, пока появится возможность осуществлять на судах этих компаний космические полеты с человеком на борту, а пока придется опираться – проявляя, по словам некоторых критиков, излишнее доверие, - на устаревшую российскую технологию.

Джордж Эбби (George Abbey), хьюстоновский эксперт в области космической политики и бывший директор Космического центра Джонсона, заявил журналисту the Guardian, что он сомневается в надежности и в возможностях для проведения экспериментов Международной космической станции, которая должна работать до 2020 года.
«В прошлом США понадеялись на Россию после аварии «Колумбии», и русские оказались для нас хорошими партнерами, - заявил он. – Чего я опасаюсь, это продолжения работы космической станции без шаттла».

Эбби добавил, что «Союз», конструкция которого была создана в 1960-е годы, не способен доставить на станцию и вернуть на Землю огромные коробки с оборудованием для выполнения медико-биологических научных экспериментов, как это делал шаттл с «большой грузоподъемностью».

Он также поддержал опасения Крафта относительно уязвимости космической станции к авариям в отсутствие шаттла, и посетовал на его отсутствие в будущем как инструмента разработки «архитектуры исследований возможности выхода за пределы земной орбиты». Обама говорил об отправке экипажа на Марс в 2030-е годы.

Тем временем российские эксперты отрицают нотки триумфа, якобы прозвучавшие со стороны Москвы после того, как за «Союзом» осталась монополия на космические путешествия. «Это никакая не победа, - говорит Юрий Караш, член Российской Академии Космонавтики. – Представьте себе американца в арабской пустыне, у которого поломалась машина, и который вынужден платить 63 миллиона, чтобы добраться до своей гостиницы на бедуинском верблюде».

«Это - хороший образ астронавта NASA, путешествующего на «Союзе», а Россия – бедуин, который считает, что ему удалось неплохо заработать, не платя за дорогой автомобиль. Но мы должны подумать о строительстве нашего собственного нового судна, и о том, куда мы его будем отправлять».

Этим летом должно начаться строительство в нового космодрома «Восточный» на российском Дальнем Востоке, которое обойдется в 800 миллионов долларов. Новый космодром уменьшит зависимость от Байконура, стартовой площадки в казахских степях, которую ныне России приходится арендовать. Полеты с экипажами космонавтов, как ожидается, начнутся в 2018 году, но часто звучащие в последние годы громкие заявления российских официальных лиц об отправке экипажей на Луну или на Марс пока еще только ждут своего воплощения в реальность.

Игорь Лисов, редактор московского журнала «Новости Космонавтики», отметает рассуждения, что Россия может повысить расценки за отправку экипажей NАSA на Международную космическую станцию.

«Между сторонами отмечается взаимопонимание и сотрудничество, - говорит он, - В любом случае, американские солнечные батареи на станции обеспечивают 90% энергообеспечения. Если кто-то из россиян когда-нибудь вздумает поднять цены на отправку астронавтов, он может неожиданно получить огромный счет за электроэнергию».

30 лет в космосе

1972 5 января - президент Ричард Никсон подписал указ о выделении 5,5 миллиардов долларов на развитие крылатого космического челнока, «шаттла», многоразового пользования.
1976 17 сентября - торжественная приемка первого прототипа шаттла, корабля Энтерпрайз, названного по имени космического корабля из «Звездного пути». Он никогда не был запущен в космос, но использовался для испытательных полетов.
1981 12 апреля - запуск космического шаттла STS-1 «Колумбия»; это был первый полет первого многоразового пилотируемого космического судна.
1983 4 апреля - запуск «Челленджера». Стори Масгрейв и Дональд Питерсон выполняют первый в рамках программы выход в открытый космос.
Июнь - август Сэлли Райд становится первой американской женщиной в космосе; вслед за этим в космос отправляется первый афроамериканский астронавт Гийон Блюфорд.
1984 30 августа – первый полет шаттла «Дискавери».
1985 3 октября – первый полет шаттла «Атлантис».
1986 28 января – шесть астронавтов и Криста Маколиф, в составе проекта «учителя в космосе» погибли во время крушения Челленджера через 73 секунды после отправки в свой 10-й полет. Позднее было установлено, что причиной аварии стал дефект  кольцевой уплотнительной прокладки на ракетном твердотопливном ускорителе.
1988 29 сентября – после президентского расследования причин крушения «Челленджера» программа «спейс шаттл» возобновляется.
1989 4 мая – серия полетов, включая полеты дистанционных зондов, таких, как «Магеллан», которые работали над составлением карты Венеры. Это первый запущенный с шаттла межпланетный космический корабль.
1990 24 апреля – на борту «Дискавери» на орбиту доставлен космический телескоп Hubble, на семь лет позднее предполагаемой даты запуска. Через два месяца NASA обнаружило, что у него дефектное зеркало. В декабре 1993 года телескоп удалось отремонтировать. Это сделал астронавт, вышедший в открытый космос.
1994 3 февраля – российский космонавт Сергей Крикалев совершил полет на американском шаттле в рамках программы обмена с целью развития сотрудничества между США и Россией после окончания холодной войны.
1995 3 февраля Айлин Коллинз стала первой женщиной-пилотом космического шаттла, впоследствии в июле 1999 года стала первой женщиной-командиром космического полета.
13 июля дятлы во время гнездования пробили около 200 отверстий в топливном баке «Дискавери», отложив его запуск. NASA расставило ловушки.
1998 29 октября – не удовлетворившись тем, что он был первым американцем на земной орбите, 77-летний бывший сенатор Джон Гленн стал самым старым человеком, отправившимся в космос.
4 декабря «Эндевор» доставил на орбиту первый американский модуль Международной космической станции, «Юнити», для соединения с российским компонентом «Заря». После этого шаттл доставил в космос еще 10 блоков станции .
2003 1 февраля – семь членов экипажа шаттла «Колумбия» погибли во время вхождения в атмосферу Земли после того, как отказала тепловая защита и корабль распался на части.
2004 14 января  - директива Джорджа  Буша «Национальная политика в области космоса» призвала к прекращению программы «спейс шаттл». Ставшая реакцией на катастрофу «Колубмии», новая политика направляла основные усилия на решение задач за пределами орбиты Земли.
2006 9 декабря – копия плюшевого медвежонка ребенка, выжившего во время холокоста, стала первой игрушкой, побывавшей в космосе; ее взял с собой астронавт Марк Полански в честь своего отца-еврея.
2011 24 февраля. Последний полет шаттла «Дискавери».
16 мая. Последний полет шаттла «Эндевор».
8 июля. Последний полет «Атлантиса».