Пока марсоход НАСА Curiosity после успешного запуска в субботу с мыса Канаверал во Флориде летит к Марсу, российский корабль «Фобос-Грунт» кружит бесконтрольно по околоземной орбите, не отвечая на команды центра управления.

Российские руководители признают, что узкое баллистическое окно, через которое корабль мог достичь Марса, закрылось, и это стало очередным провалом в серии неудач, преследующих космическую программу Москвы. После списания в июле последнего американского космического челнока, направляющиеся на Международную космическую станцию астронавты вынуждены летать туда вместе с русскими на их ракетах. Однако представители отрасли говорят, что российская космическая программа страдает из-за изношенного оборудования, старения кадров и неспособности руководства привлечь новое поколение молодых специалистов.

Смотрите еще: Новый марсоход НАСА Curiosity

Запущенный 9 ноября марсианский зонд стоимостью 167 миллионов долларов должен был стать важным шагом вперед в исследовании дальнего космоса в рамках грандиозной космической программы России. В будущем году этот корабль должен был сесть на поверхности марсианского спутника Фобос, собрать образцы грунта и доставить их обратно на Землю.

Но когда корабль отделился от своей главной ракеты-носителя, его двигатели не завелись как положено, чтобы направить зонд по нужной траектории к Марсу, и он не отвечает на команды наземных служб управления полетом.

Российские специалисты попытались установить контакт с кораблем и перепрограммировать его двигатели. Наконец, 23 и 24 ноября центр связи Европейского космического агентства в австралийском Перте три раза вышел на связь с потерянным кораблем, выяснил его местоположение, но больше никакой информации не получил.

Еще по теме: Марс, еще один провал России

«Мы получили сигнал, и мы знаем, что объект там; технически он в пределах досягаемости, но мы не получили от него никакой полезной информации», - сказал в понедельник заместитель руководителя проекта «Фобос-Грунт» из Института космических исследований Российской академии наук Александр Захаров.

«Аппарат почти мертв, и это большая, большая трагедия, а также мощный удар по всей нашей программе дальних космических исследований, - заявил он. – Кроме того, большая неудача заключается в  том, что он молча умирает там, на орбите, и ничего не говорит нам о том, что с ним случилось».

Когда в начале прошлой недели закрылось окно для перенацеливания космического корабля на Марс, Российское космическое агентство (Роскосмос) открыто признало, что проект потерпел неудачу.

«Надо быть реалистами … Сейчас не осталось практически никаких шансов на выполнение этой миссии», - сказал заместитель главы Роскосмоса Виталий Данилов.

Читать еще: Сложности Марса

Запуски американского и российского кораблей были перенесены с первоначальной даты в 2009 году, и все ждали, пока в этом месяце не открылась новая возможность для полета на Марс. В отличие от корабля «Фобос-Грунт», американский запуск прошел безупречно, и марсоход Curiosity отправился в свой восьмимесячный полет на красную планету. Ракета стартовала рано утром в субботу после однодневной задержки, вызванной необходимостью замены батареи.

Марсоход Curiosity был построен в лаборатории реактивного движения в Ла Каньяда Флинтридж. Это шестиколесное транспортное средство весом в 1 тонну, несущее на борту целый комплекс разнообразного современного оборудования, которое поможет определить, могла ли существовать жизнь на Марсе, и смогут ли там выжить астронавты. Российский Институт космических исследований предоставил прибор для поиска водорода на поверхности Марса на глубине до 1 метра.

Российские эксперты и руководители согласны с тем, что в миссии «Фобос-Грунт» была высокая степень риска и возможного провала. Они отмечают, что 90% оборудования было новым, потому что  Россия не запускала ничего подобного уже 20 лет. Это оборудование в космосе никогда не испытывалось.

Но до того момента, когда в космосе откроется очередное подходящее окно для полета на Марс, должно пройти четыре года. Руководители космического ведомства решили пойти на этот риск, чтобы не отказываться от зонда и не пускать его на металлолом.



«Мы понимаем, что это рискованно, но если мы не запустим аппарат в этом году, то в 2013 году запускать его будет бесполезно», - заявил в прошлом месяце депутатам парламента глава Роскосмоса Владимир Поповкин.

Но вместо полета к Марсу «Фобос-Грунт» вошел в список постыдных космических неудач, произошедших за последний год.

5 декабря три спутника не смогли выйти на орбиту, когда их по ошибке заправили лишним топливом. Затем 1 февраля на орбиту не вышел военный спутник, и наземные диспетчеры утратили с ним связь. 18 августа еще один спутник промахнулся мимо орбиты из-за ошибки в программировании. Менее чем через неделю, 24 августа беспилотный грузовой корабль «Прогресс М-12М», который должен был доставить припасы и научное оборудование на МКС, разрушился на части уже на первых минутах полета.

В период между второй и третьей аварией уволили несколько ведущих специалистов и руководителей, в том числе,  предшественника Поповкина. После аварии «Прогресса» на котором использовалась та же самая ракета-носитель, что и на пилотируемых кораблях, для проведения расследования на несколько  месяцев отложили плановую смену экипажа МКС.

Соединенные Штаты  планируют возобновить самостоятельные запуски своих пилотируемых космических кораблей в середине десятилетия. В этих целях они будут использовать ракеты-носители, разрабатываемые частными компаниями.

По словам Поповкина, российская космическая программа отягощена проблемами старения оборудования и кадров. По его словам, возраст 45% специалистов космической отрасли превышает 60 лет.

В 1990-е годы, сказал он, «молодые выпускники вузов шли не в космическую отрасль, а туда, где они могли заработать себе на жизнь». Даже сейчас ситуация улучшилась незначительно.

Средняя зарплата в отрасли по-прежнему составляет менее 1000 долларов в месяц. «Они не пойдут работать на такую зарплату», - заявил Поповкин, пообещав поднять ее в будущем году как минимум до 1300 долларов.



Тем временем, «Фобос-Грунт» молча кружит вокруг Земли. Аналитик из журнала «Новости космонавтики» Игорь Лисов заявил, что технически еще можно вернуть корабль к жизни, а затем перенацелить его либо на Луну, либо на летящий мимо астероид.

Либо, если он перейдет на более низкую орбиту, его алюминиевые топливные баки могут взорваться и разлететься тысячами осколков, а сам корабль к концу декабря может упасть на Землю. По словам руководителей из российского космического ведомства, если это произойдет, угроза для людей будет ничтожная.