В разгар царящего сегодня в Ираке хаоса встает вопрос, требующий тщательного анализа. Вопрос о том, кто правит страной: иракцы или камарилья со штаб-квартирой в Кроуфорде, штат Техас. Разумеется, основные представители религиозной и светской оппозиции режима правления Саддама Хусейна (Sadam Hussein) хотят, чтобы Ираком правили сами иракцы, а ООН выступала бы в качестве посредника. Создатели политической стратегии Соединенных Штатов придерживаются, однако, совершенно иной точки зрения. Похоже, что они намерены во что бы то ни стало навязать иракцам правительство, зависящее от американской администрации, подобно тем, что уже существуют во многих государствах региона.

Здесь стоит вспомнить и другие страны, уже больше полувека находящиеся под влиянием США: речь идет о государствах Центральной Америки и Карибского бассейна. Советник по национальной безопасности Буша-старшего Брент Скоукрофт (Brent Scowcroft) не так давно повторил фразу, в которой отражено очевидное всем положение вещей: «А что? если на первых же выборах, проведенных нами в Ираке, победят радикально настроенные исламисты? Что мы тогда будем делать? Нет никакого сомнения в том, что мы не позволим им взять власть в свои руки».

Весь ближневосточный регион весьма скептически относится к причинам, названным Вашингтоном в качестве повода для начала войны. От Марокко и Ливана до стран Персидского залива почти 95% населения твердо уверены, что война против Ирака была предпринята с «целью получения контроля над иракской нефтью и подчинения палестинцев воле израильского государства». Об этом в интервью «The Washington Post» сказал Юссеф Ибрагим (Youssef Ibrahim), который в подтверждение своих слов привел результаты опроса, проведенного по заказу Университета штата Мэриленд.

Опыт прошлых конфликтов может подсказать нам, что советники Джорджа Буша (George Bush) по связям с общественностью, вероятнее всего, захотят создать в Ираке некое подобие формальной демократии, которая не будет иметь реального веса. Крайне сложно представить себе, что Вашингтон даст реальные полномочия шиитскому большинству, которое, очевидно, будет настаивать на создании исламского правительства и попытается наладить отношения со своим соседом - Ираном. Подобное развитие событий - явно не то, к чему стремится окружение Буша. Так же маловероятно предоставление права голоса курдскому меньшинству, которое, скорее всего, станет стремиться к определенной автономии в составе общей федеральной структуры.

В свою очередь Турция по-прежнему остается основным оплотом влияния США в регионе, даже несмотря на разногласия, возникшие после того, как правительство страны подчинилось мнению своих граждан и не позволило американским военным напасть на Ирак со своей территории. Активное демократическое правление в одной из стран Ближнего Востока будет иметь последствия, несовместимые с планами Соединенных Штатов по укреплению собственного влияния в регионе.

Администрация президента Буша не так давно публично объявила, что следующими целями для нападения могут стать Сирия и Иран: само собой разумеется, что для проведения подобной операции потребуется создание крупной военной базы на территории Ирака. Это еще одна из причин, по которой США не хотели бы основания реального демократического государства в ближневосточном регионе. Кроме того, военные базы в самом сердце региона, где находятся главные запасы источников энергии на планете, жизненно необходимы для сохранения контроля над упомянутыми ресурсами. Война в Ираке стала показательным выступлением, после которого весь мир должен понять намерения правительства Джорджа Буша и всерьез отнестись к Стратегии Национальной Безопасности, обнародованной в сентябре прошлого года. Сущность новой доктрины превентивной войны заключается в стремлении силой править всем миром, в котором у США нет соперников, а для сохранения своего положения Штаты будут уничтожать любую возможную угрозу.

Перед началом войны в Ираке США попытались навязать всему миру свою точку зрения, однако это им не удалось. Тем не менее миру свойственно отступать от своего мнения. Это случилось, например, во время первой войны в Персидском заливе. В тот момент США оказывали давление на Совет Безопасности, который должен был апробировать американский план ведения войны, несмотря на возражения значительной части населения планеты. При наличии действенной правовой системы любые постановления, принятые под давлением, будут считаться незаконными. Однако, когда сильные мира сего занимаются международными проблемами, решения, принятые по принуждению, считаются вполне приемлемыми. И все это называется дипломатией.

В настоящий момент ООН находится в крайне затруднительном положении. США могут попытаться распустить эту организацию либо, по крайней мере, сократить ее. Непримиримая позиция, занятая сегодняшним правительством Соединенных Штатов, представляет собой серьезную угрозу не только для ООН, но и для всего того миропорядка, который с таким трудом был создан после окончания второй мировой войны для обеспечения мирного и благополучного существования всей планеты.

Кроме того, стоит обратить внимание на внутреннюю политику, проводимую правительством Буша. На довыборах в Конгресс, прошедших осенью прошлого года, администрации Буша вряд ли удалось бы набрать достаточное количество голосов, если бы ее предвыборная программа была построена на решении социальных и экономических проблем. И потому республиканцы сделали особый упор на вопросы обеспечения безопасности, в частности, на вымышленную угрозу, исходящую от Ирака. Когда настанет время президентских выборов, американское правительство найдет еще одного подходящего дракона, которого необходимо убить.

А, между тем, приоритетом для американских граждан должно стать создание иракского государства, управляемого самими иракцами, а не американской администрацией. США в свою очередь должны предоставить Ираку необходимую помощь, но именно граждане этой страны должны принимать решение о том каким образом ею распорядиться, чтобы такие компании подобные «Halliburton» и «Bechtel» не получали доходов за счет американских налогоплательщиков. Точно также нам необходимо приложить серьезное усилие по предотвращению лавинообразной продажи оружия (одного из возможных последствий войны), которое может привести к тому, что миру на планете станет угрожать еще большая опасность. Говоря о приоритетных для всех нас задачах, необходимо, в первую очередь, выяснить картину событий, происходящих в мире, и после этого начинать действовать. При этом пытаться решить насущные проблемы лучше, чем кто бы то ни было, потому как нам (американцам) это по силам. Не у многих есть привилегии, подобные нашим, власть, подобная нашей и свобода, подобная нашей: все это накладывает на нас определенные обязательства. И не стоит объяснять почему.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.