Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Насколько нова «старая Европа»?

Хабермас заслужил больше критики, чем аплодисментов

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Европейский союз не тот предмет, на который можно было бы экстраполировать смысловые понятия из области культуры». В этом-то и заключается проблема. Хабермас хотел бы и того, и другого. Он хотел бы придать Европейскому союзу, реальность существования которого до сегодняшнего дня находит свое выражение только в монетарном и административном единении, «определенное государственное качество», но и одновременно наделить это образование, базирующееся на фундаменте исключительно трезвого расчета, некоей эмоциональной составляющей

Совпадение последних событий, крупные заголовки в газетах и призывы не привели к чему-то особенному. Политики скрывали свои размолвки, строя дружелюбные мины, за жестами вежливости и дипломатическими манерами.

Немецкий канцлер мог разозлить американского президента тем, что в случае с Ричардом Рорти (Richard Rorty) речь идет о его соотечественнике, воодушевившим европейцев на сопротивление Вашингтону. Путин мог бы почувствовать, что он как россиянин может выступать в трактате Хабермаса (Habermas) в качестве представителя «авангардистской части основной Европы», которая как «локомотив» двигает вперед процесс европейского единения.

Государственные деятели на философском бельэтаже, это что-то. В заключение им, разумеется, придется возвращаться на политико-прагматический первый этаж. Но и оттуда можно снова задавать вопросы по поводу мощной интеллектуальной атаки, точнее трактата ее инициатора Хабермаса, исследовать и критиковать.

Слишком много культурно-теоретической абстрактности и слишком мало политической субстанции - таким был лейтмотив первых комментариев на выступление интеллектуалов. Вчера один трезво настроенный редактор газеты "FAZ" нанес удар по еврофильской эйфории: «Европейский союз не тот предмет, на который можно было бы экстраполировать смысловые понятия из области культуры». В этом-то и заключается проблема. Хабермас хотел бы и того, и другого. Он хотел бы придать Европейскому союзу, реальность существования которого до сегодняшнего дня находит свое выражение только в монетарном и административном единении, «определенное государственное качество», но и одновременно наделить это образование, базирующееся на фундаменте исключительно трезвого расчета, некоей эмоциональной составляющей.

Нельзя считать неверным, что Хабермас считает «европейскую идентификацию» не просто пустым звуком и пытается определить ее содержание. Но элементы коллективной идентификации никогда не сохраняются в ней в чистом виде. Они представляют собой смешение, и тот, кто пытается выделить их и получить чистую, без каких бы то ни было примесей субстанцию, занимается фантазиями.