Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Узбекистан и Соединенные Штаты: странные сожители

Региональная политика США может однажды умереть вместе с нынешним лидером Узбекистана Исламом Каримовым

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ключ к сотрудничеству с Узбекистаном, в сущности, увязан с волей и с жизнью Ислама Каримова. Естественно, в его стратегических интересах, чтобы Соединенные Штаты не только сохраняли свое военное присутствие в Узбекистане, но также и продолжали субсидировать и оказывать прямую финансовую помощь программам гуманитарной помощи Агентства США по международному развитию, а также деятельности Агентства США по торговле и развитию.

12 июля 2003 года. Уинстон Черчилль (Winston Churchill) однажды заметил: "На войне не всегда возможно обеспечить, чтобы все шло именно так, как вам того хочется. Когда работаешь с союзниками, иногда случается, что у них появляются свои мнения". И сегодня, в современной "войне с террором" та же провидческая парадигма по-прежнему справедлива в отношении каждого аспекта американской дипломатии и политики в области безопасности.

После 11 сентября 2001 года целый ряд режимов в странах Средней Азии продемонстрировал как одобрение, так и поддержку оперативных целей США. А между тем, однако, само (военное) присутствие Соединенных Штатов в Средней Азии продолжает привлекать внимание и вызывать озабоченность в связи с безопасностью как России, так и, в меньшей степени, Китая. Современное российское "ближнее зарубежье" по-прежнему является столько же геополитическим, сколько и психологическим фактором.

В плане военной мощи и этнического большинства населения Узбекистан существует одновременно как стратегический центр для американских вооруженных сил и как весьма желательный союзник для России. Однако в этой обманчиво совершенной картинке имеются внутренние слабости. Узбекский президент Ислам Каримов подменяет собой правительство, и его постоянно ругают за разнообразные нарушения прав человека и местных границ, что постоянно отравляет отношения между его режимом и Соединенными Штатами.

Одна из главных причин бесконечного загнивания этого государства кроется в его экономике. Сама природа теневой экономики Узбекистана выступает в качестве антитезы механизмов строительства государства в любой форме. Поочередно то важный средний класс, то руководители приватизации, призванные облегчить демократизацию, становятся смертельно безжизненными.

Тем не менее, поскольку "война с террором" идет полным ходом, г-н Каримов в настоящее время занимается иным бизнесом, который заслуживает международной помощи от Соединенных Штатов. Эта реалия порождена широким кругом геополитических забот, которые вращаются вокруг обеспечивающего региональную безопасность присутствия вооруженных сил США и борьбы г-на Каримова с воинственными исламистами.

Что касается внутренней обстановки, в Узбекистане продолжаются циклические вспышки насилия в противостоянии между государством и занесенными в "черные списки" фундаменталистскими группировками. Антигосударственные аспекты этого смертоносного теннисного матча включают локальные и региональные усилия с целью развития торговли и продолжающееся угасание легитимности правящего режима. Короче, эскалация насилия не только досаждает государственным структурам Узбекистана и его соседей, но также может во все большей мере привлекать и выращивать на месте угрозы размещенным в регионе американским войскам и той политике, которую они представляют.

Однако для Узбекистана анализ геополитических забот по принципу "стоимость-эффективность" в данное время более важен, чем подсчет нарушений прав человека. Вооруженные силы США продолжают использовать военно-воздушную базу Ханабад, которая обеспечивает стратегические коридоры для авиации с целью поддержки продолжающихся операций сил безопасности в Афганистане и на Ближнем Востоке.

Тем не менее, угроза региональной безопасности, с которой сегодня сталкиваются вооруженные силы США в Узбекистане, может вскоре по своей серьезности заслонить напряженность в отношениях между режимом Каримова и его заклятым врагом, который в общем случае определяется как религиозный фундаментализм.

На локальном уровне органы военного планирования США и американских инженеров продолжает заботить безопасность американских ресурсов и личного состава; например, меры компенсации за удовлетворение таких нужд при сохранении в то же время неустойчивого баланса социального и внутреннего аппаратов, необходимого для поддержания и обеспечения безопасности военных сооружений на зарубежной территории. Подобный баланс в большой мере зависит от безопасности миссии, которая является главным вопросом в спорах между местными жителями и американскими военными.

Между тем, продолжающиеся усилия администрации американского президента Джорджа Буша-младшего (George W. Bush), направленные на строительство нации в Ираке, требуют региональной поддержки, которую обеспечивают базы в Средней Азии. Эти отношения жизненно важны вне зависимости от того, насколько второстепенными они могут казаться критикам.

Долговременные последствия отношений между Соединенными Штатами и г-ном Каримовым, однако, могут столкнуться с решающей переменной, которая способна подорвать изнутри миссию в Узбекистане: вопрос наследования власти. Ключ к сотрудничеству с Узбекистаном, в сущности, увязан с волей и с жизнью Ислама Каримова. Естественно, в его стратегических интересах, чтобы Соединенные Штаты не только сохраняли свое военное присутствие в Узбекистане, но также и продолжали субсидировать и оказывать прямую финансовую помощь программам гуманитарной помощи Агентства США по международному развитию, а также деятельности Агентства США по торговле и развитию.

Соединенные Штаты и Узбекистан останутся верными союзниками, пока продолжается война с терроризмом, при этом инвестиции США в эту страну наверняка будут возрастать. Однако, несмотря на все связи, которые делают эти отношения необходимыми, философские противоречия, которые проистекают из каримовского главенства закона, будут иметь важные последствия для национальных интересов США.

Таким образом, несмотря на узбекские "усилия к реформированию", г-н Каримов остается приверженным стилю руководства, который порождает автократическое правление и послушный парламент, готовый проштамповать любое решение президента. При таких реалиях, усиленных больной экономикой и отсутствием бесспорного наследника, будущее Узбекистана кажется не только рискованным, но также и таким, где смерть одного человека может повлечь за собой ту же судьбу и для региональной политики США.