Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Концерн ВР ведет строительство нефтепровода Баку-Джейхан

Самый серьезный и дорогостоящий проект в нефтяной отрасли всего мира

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Под руководством британского энергетического концерна ВР недавно началось строительство нефтепровода Баку-Джейхан, имеющего стратегическое значение. Начиная с весны 2005 года, по этому нефтепроводу длиной 1 760 километров планируется доставлять нефть из азербайджанского Баку через Тбилиси в Грузии в Джейхан, расположенный на средиземноморском побережье Турции

Под руководством британского энергетического концерна ВР недавно началось строительство нефтепровода Баку-Джейхан, имеющего стратегическое значение. Начиная с весны 2005 года, по этому нефтепроводу длиной 1 760 километров планируется доставлять нефть из азербайджанского Баку через Тбилиси в Грузии в Джейхан, расположенный на средиземноморском побережье Турции

Большая часть нефти будет предназначена для европейского рынка. В строительстве нефтепровода принимают участие также немецкие компании, такие, как "Salzgitter" и "Siemens". «Мы точно укладываемся в график, проект взял хороший старт, чтобы быть завершенным к концу 2004 года», - сказал корреспонденту газеты менеджер ВР, коммерческий директор консорциума ВТС Эндрю Макойслин (Andrew McAuslan).

Нефтепровод ВТС является самым серьезным и дорогостоящим проектом новостройки в нефтяной отрасли всего мира. Началу строительства предшествовали многолетние политические переговоры и потребовавшая немалых затрат разработка проектной технической документации. Будущая эксплуатационная мощность нефтепровода составит один миллион баррелей нефти ежедневно. Столько будет перебрасываться нефти с месторождений у побережья Азербайджана на Средиземное море. Трубопровод стоит 3 млрд. долларов США, из них 1,3 млрд. долларов США вносит консорциум ВТС, остальное - внешнее финансирование, в частности, со стороны Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития. ВР - третий по объемам добычи нефти в мире концерн - имеет 30 процентов акций консорциума ВТС, это самая крупная доля. Он же и возглавляет строительство.

«Финансирование со стороны консорциума гарантировано в любом случае, даже если детали еще будут обговариваться с банками и страховыми компаниями», - сказал менеджер ВР Макойслин. Сам концерн ВР, по последним данным, инвестирует в Азербайджан 5 млрд. долларов США - он добывает нефть и природный газ у побережья страны.

Снабжение улучшится

Азербайджан собирается в ближайшие пять лет увеличить добычу нефти в пять раз - с 308 000 баррелей нефти, добываемых ежедневно в настоящее время. По мнению руководства консорциума ВТС, это улучшит снабжение Европы нефтью. «Политическая напряженность на Среднем Востоке на реализацию нашего проекта не повлияет, но она повышает значение нефти, поступающей из государств, не входящих в ОПЕК, - сказал Макойслин. - Для Европы имеет позитивное значение, если в будущем в ее распоряжении будут находиться дополнительные источники поступления нефти. Это повышает надежность снабжения».

Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) своей политикой в части добычи нефти оказывает существенное влияние на надежность снабжения и ценообразование на мировом рынке нефти. Наиболее влиятельными членами ОПЕК - во главе с Саудовской Аравией - являются арабские государства Среднего Востока. Напротив, Азербайджан, как и богатый нефтью Казахстан на севере Каспийского моря, не является членом ОПЕК.

Нефтепровод, связывающий Баку с Джейханом, к тому же открывает возможность в условиях растущего экспорта азербайджанской нефти транспортировать ее, минуя пролив Босфор на переходе из Черного в Эгейское море.

Гражданская война в Грузии

250 километров трассы пройдут по территории Грузии. В некоторых районах страны идет гражданская война. «Мы с 1999 года успешно эксплуатируем нефтепровод, ведущий из Баку через Грузию к Черному морю», - сказал Макойслин. - Мы теперь хорошо ориентируемся в регионе и знаем, как нам надо поступать».

О том, как должен пройти новый нефтепровод из Азербайджана, велись долгие споры. Россия настаивала на присоединении Азербайджана к действующему нефтепроводу в Казахстане, который идет далее через российскую территорию на запад. Участвующие в строительстве концерны обсуждали также возможность реализации более дешевого проекта строительства нефтепровода через территорию Ирана. Против обоих вариантов были США, оказывавшие сильное закулисное политическое давление.

Стоимость заказов, выполнение которых передано немецким фирмам, составляет, согласно данным ВР, 300 млн. долларов США. Концерн "Salzgitter" будет поставлять для нефтепровода трубы. Правительство Германии выступает в качестве гаранта выполнения заказов.