Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Путин вопреки слухам дестабилизировать ситуацию в Грузии не собирается

Что ждет Россия от Грузии

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Для России, которая сама недавно находилась на грани территориального распада, было бы самоубийством наращивать свою мощь за счет краха своего соседа. Все выглядит совершенно иначе: серьезная заинтересованность России в восстановлении Грузии привела к увеличению материальной помощи этой стране. Иными словами, можно исключать то, что правительство Саакашвили попытается вывести Грузию из под влияния экономического гравитационного поля России

Победа Михаила Саакашвили на президентских выборах в Грузии является логическим следствием «розовой революции» в ноябре прошедшего года. Россия, несмотря на ситуацию постсоветского упадка, оказывала свое влияние практически на все стороны внутреннего развития Грузии. Отставка Шеварднадзе тоже состоялась при посредничестве министра иностранных дел России Игоря Иванова.

Между тем, в России выражают также озабоченность по поводу сделанных ранее нынешним главой государства отдельных заявлений антироссийского характера и опасаются, что президент Саакашвили может прибегнуть к военной силе с целью восстановления грузинского контроля над сепаратистскими республиками Абхазия и Южная Осетия. Российский архинационалист Владимир Жириновский выразился так: «Шеварднадзе, по крайней мере, был всегда нашим человеком», в то время, как новый глава государства «утопит Абхазию и Южную Осетию в крови». Хотя большинство россиян не разделяет эту точку зрения, в России существует тревога относительно безопасности на Южном Кавказе. Это угроза, которая приняла особо серьезный характер при Шеварднадзе. Самое ужасное заключается в том, что чеченские боевики пользовались значительной свободой в своих действиях на территории Грузии, создавали базы снабжения, лечились в грузинских больницах. Такая поддержка гарантировалась с одобрения самых высоких должностных лиц в грузинском правительстве. Руководитель чеченских боевиков Аслан Масхадов имел свою миссию, расположенную в Тбилиси рядом с Министерством внутренних дел, а различные государственные органы поддерживали прямые контакты с действующими на территории Грузии чеченскими полевыми командирами.

Новое грузинское руководство не желает сотрудничать с чеченскими боевиками. Поэтому остается надеяться, что оно всерьез отнесется к опасениям России по поводу безопасности и, возможно, пойдет на сотрудничество с Россией в деле контроля над грузинской частью дорожной сети, ведущей в Чечню. Слишком долго она служила в качестве связующего звена для международного терроризма. По этому пути в Россию просачивались боевики и денежные средства из стран арабского мира и других государств.

Вполне вероятно, что Россия заинтересована в жизнеспособности Грузии как независимого государства. Дискуссия по поводу восстановления Советского Союза или, по меньшей мере, относительно присоединения Абхазии и Южной Осетии в политическом плане не имела под собой серьезных намерений. Однако фактом остается то, что ведущие деятели Абхазии и Южной Осетии порой обращались к России с пожеланиями об аннексии. Экономический крах Грузии не тянет эти самопровозглашенные независимые республики идти на воссоединение с Грузией.

Судя по всему, президент Саакашвили понимает необходимость реанимации грузинской экономики. Для этого ему необходима политическая стабильность. Впрочем, трудно представить, чтобы он прекратил обвинять Россию в том, что та нагнетает напряженность в Абхазии и в Южной Осетии. Раньше Россию обвиняли в том, что она несет ответственность за землетрясение в Грузии, поэтому будет трудно устоять перед искушением, чтобы не обвинить Россию в поддержке антигрузинских сепаратистов.

Однако для России, которая сама недавно находилась на грани территориального распада, было бы самоубийством наращивать свою мощь за счет краха своего соседа. Все выглядит совершенно иначе: серьезная заинтересованность России в восстановлении Грузии привела к увеличению материальной помощи. Это крупный пакет помощи, который прежде предлагал Запад, в частности, в виде увеличения поставок электроэнергии и кредитов, объем которых был недавно определен Владимиром Путиным в размере двух миллионов долларов США ежегодно. Иными словами, можно исключить то, что правительство Саакашвили попытается вывести Грузию из под влияния экономического гравитационного поля России. Нефтепровод от Баку через Тбилиси до Джейхана - в обход России - не в состоянии определить экономическую стратегию Грузии по-новому в той мере, в какой этого хотел Шеварднадзе. Экономические успехи Грузии будут, скорее, зависеть от объемов ее экспорта на российский рынок: в США или в Италии, в частности, большого спроса на вина или овощи из Грузии нет. Поддержка со стороны Шеварднадзе строительства нефтепровода должна была подчеркнуть прозападную ориентацию в стратегическом плане. В этом, вероятно, ничего не изменится и при Саакашвили. С другой стороны, это обстоятельство теряет свое значение в связи с тем, что Россия сама все теснее сотрудничает с НАТО, С США и с Европейским союзом.

Перед новыми грузинским руководством встанут громадные экономические, политические и конституционные проблемы. Но Россия желает ей успеха в их разрешении. Поскольку если эти проблемы будут решаться быстро, основательно и мирно, то избрание Михаила Саакашвили будет хорошей новостью не только для Грузии, но и для России.