Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В 2003 году американский президент Джордж Буш оставил свой след в сознании жителей всей планеты, и, вполне возможно, что именно с этого факта он начал встречу Нового - 2004 - года. На самом же деле прошедший год стал кошмаром для Буша, для Соединенных Штатов, для всего мира в целом. В 2003 году Буш пытался доказать всем, что Соединенные Штаты смогут и сумеют гарантировать свое одностороннее владычество на всей планете: утверждая свою военную мощь, свои политические и экономические позиции во всем мире. Соединенные Штаты стремились показать, что они сверхдержава если не уважаемая, то, по крайней мере, вызывающая страх равно как у друзей, так и у врагов. Удалось ли им это? Полагаю, что нет.

В 2003 году американский президент Джордж Буш (George Bush) оставил свой след в сознании жителей всей планеты, и, вполне возможно, что именно с этого факта он начал встречу Нового - 2004 - года. На самом же деле прошедший год стал кошмаром для Буша, для Соединенных Штатов, для всего мира в целом. В 2003 году Буш пытался доказать всем, что Соединенные Штаты смогут и сумеют гарантировать свое одностороннее владычество на всей планете: утверждая свою военную мощь, свои политические и экономические позиции во всем мире. Соединенные Штаты стремились показать, что они сверхдержава, если не уважаемая, то, по крайней мере, вызывающая страх равно как у друзей, так и у врагов. Удалось ли им это? Полагаю, что нет.

Рассмотрим все произошедшие события с точки зрения президента Буша. Год начинался достаточно негативно. В феврале Соединенные Штаты пытались получить резолюцию Совета Безопасности ООН для начала своей войны против Ирака. Несмотря на все интриги, включавшие в себя и телефонные звонки самого президента, Вашингтон смог получить лишь 4 из 15 голосов, а потому был вынужден свое прошение отозвать. Как бы то ни было, но в марте Ирак был оккупирован так называемой "коалицией решившихся", в которую среди прочих стран вошли Великобритания, Австралия и Польша. Турция, несмотря на предложенное ей значительное денежное вознаграждение, в самый последний момент отказалась принимать участие в этом мероприятии.

Тем не менее, военная операция оказалась стремительной, и к маю Соединенные Штаты оккупировали практически всю территорию Ирака. Буш заявил, что Америка свою миссию "выполнила". Но как только он произнес эту фразу, в оккупированной стране началась партизанская война, набирающая обороты с каждым днем. С момента "выполнения" миссии в Ираке гибнет и получает ранения гораздо больше солдат, чем в первую фазу войны. К концу прошедшего года американское военное командование признало, что число потерь постоянно растет. Несмотря на то, что Соединенными Штатами была проведена серьезная работа по убеждению других стран в необходимости отправки их военных в Ирак, полученный результат выглядел довольно плачевно. И, как следствие, Соединенные Штаты оказались не в состоянии снизить численность собственного контингента, находящегося в оккупированной стране.

Декабрь ознаменовался блестящим, квазивоенным достижением: поимкой Саддама Хусейна (Saddam Hussein). Глава американской оккупационной администрации Пол Бремер (Paul Bremer) объявил: "Дамы и господа, мы его нашли". И это было правдой. Но постольку, поскольку речь шла не о детской игре в прятки, по-прежнему остается непонятным, смогла ли эта поимка разрешить многочисленные проблемы Соединенных Штатов. Вне всякого сомнения, это был психологический удар, особенно в Соединенных Штатах. Но стало ли заметным снижение сопротивления американской оккупации? Возможно, арест Хусейна подкосил некоторых верных баасистов, но все еще впереди. С другой стороны арест Саддама избавил от сомнений тех иракцев, которые не знали, бороться им или нет с американской оккупацией, поскольку опасались, что в случае их победы к власти может вернуться прежний диктатор. Как бы то ни было, в последние недели декабря произошли многочисленные нападения на оккупационные силы.

А как у Буша обстояли дела на мировом политическом и экономическом фронте? С экономической точки зрения война повлекла за собой так называемый "багдадский скачок цен", который позволил пробиться росткам экономического возрождения во всем мире. Тем не менее, существует два негативных момента, о которых необходимо здесь сказать. В значительной степени экономический рост сыграл на руку владельцам крупного капитала. При этом не произошло ни снижения уровня безработицы - ни в Соединенных Штатах, ни в какой другой стране - ни роста реальных доходов рабочих. Таким образом, факт длительного влияния на реальный спрос продолжает оставаться под вопросом. И следующий основной момент: доллар продолжает свое движение вниз.

Подобное снижение курса доллара является для Буша экономической приманкой лишь на короткий период времени (иными словами, на 2004 год - год выборов). Падение доллара привело к росту американского экспорта и снижению, в реальных терминах, внешнего долга. Кроме того, снижение курса может определенным образом послужить прикрытием безработицы. Тем не менее, в конечном итоге крепкий доллар - это могучий политический и экономический инструмент, и Соединенные Штаты не смогут в течение продолжительного времени позволить себе роскошь иметь слабую национальную валюту. Возможно ли принятие каких-либо мер, способных приостановить подобное падение? Стремясь покрыть внешний долг, Соединенные Штаты поддерживают свою национальную валюту посредством продажи облигаций. Вплоть до 2003 году американскому правительству удавалось продавать достаточное количество ценных бумаг, чтобы покрыть свой растущий дефицит. Благодаря этому были возможны невероятные финансовые переводы, попадавшие к американским корпорациям и наиболее влиятельным гражданам Соединенных Штатов.

Но, видя, что доллар теряет свою номинальную стоимость, весь остальной мир стал сомневаться в том, а стоит ли "переводить хорошие деньги в плохие", то есть покупать облигации, ценность которых падает. Входящий долларовый поток уже больше не в состоянии покрывать дефицит американской казны, что, в свою очередь, создает проблемы для министерства финансов Соединенных Штатов. В настоящее время ситуация не оборачивается полнейшим крахом лишь из-за решения правительства некоторых стран Восточной Азии (в частности, Китая) продолжать вкладывать деньги в покупку ценных бумаг, выпускаемых казначейством США.

Разумеется, и Китай, и Япония, и Южная Корея руководствуются при этом, прежде всего, собственными интересами. Но вложение своих денег в покупку долларов может стать для них слишком рискованным занятием, и в самое ближайшее время они могут понять, что возможная выгода кажется неубедительной в сравнении с той опасностью, которой подвергаются их накопления. В любом случае, сегодня экономическое здоровье Соединенных Штатов зависит именно от них, а не наоборот, и потому нельзя говорить, о том, что США находятся на позиции сильнейшего.

Сложившаяся политическая ситуация выглядит не намного лучше. Война против Ирака обозначила слабое место в политических отношениях США и Европы. Франция, Германия и Россия изменили свои позиции и из неисправимых союзников превратились в систематических политических соперников. Теперь в отношении Соединенных Штатов они действуют осторожно, не дают себя уговорить. Это означает, что периодически они могут вставать на позицию Вашингтона, но полагаться во всем на них нельзя. Подтверждением тому может служить проблема пересмотра иракского долга. Похоже, что Джеймс Бейкер (James Baker) договорился с некоторыми европейскими и восточно-азиатскими странами о прощении ими части иракского долга. Вполне возможно, что эти страны просто устали ждать причитающихся им выплат и надеются, в качестве компенсации за сделанные уступки, на получение выгодных предложений при проведении будущих коммерческих переговоров с Ираком. На настоящий момент Бейкеру не удалось добиться поддержки со стороны арабских государств, являющихся основными кредиторами. Не стоит забывать, что одной из причин иракской оккупации Кувейта было аннулирование долга режима Саддама Хусейна этой стране.

Сегодня уже в открытую говорится, что Западная Европа больше не будет верной последовательницей американского лидера. Большая часть влиятельных политиков, в том числе и консерваторов, полагает, что политика, проводимая Вашингтоном на Ближнем Востоке - настоящее фиаско, причем не только в Ираке, но и в Афганистане, и в решении палестино-израильского конфликта. Если Пакистан или Саудовская Аравия взорвутся прямо перед носом у Соединенных Штатов, то в большинстве столиц Европы, в том числе и Восточной, воцарится чувство злорадства.

И, наконец, не менее важный вопрос: предстоящая предвыборная кампания обещает быть для Буша очень не простой. На настоящий момент в его пользу говорит приостановка угрозы дефляции и поимка Саддама Хусейна. Однако Буш не только сумел поднять дыбом волосы у всего мира, но и - разбудить обычно сонный электорат американцев, который сегодня с энтузиазмом вникает в политические вопросы. У нынешнего американского президента есть свои верные последователи, но значительная часть американского населения решительно выступает против него. Безусловно, часть электората, подобно флюгеру, поворачивается, привлеченная патриотической риторикой Буша. Но есть и такие американцы, и, вполне возможно, что их большинство, которые опасаются переизбрания Буша на второй строк (молодые люди, очень часто игнорирующие выборы, зеленые, негры, латиноамериканцы) и в этот раз они готовятся голосовать, в частности, за Дина (Dean).

И, может статься, что 2004 годом Буша уже не будет.