Хелли Дэйл - зам. Директора Heritage Foundation по внешнеполитическим и оборонным исследованиям

Как говорит пословица, 'опасайтесь своих желаний, ведь они могут исполниться'. Как раз к этой категории относится всеобщее стремление реформировать ООН. Если мы не проявим осторожности, процесс реформирования может ударить нас бумерангом - и создать новые проблемы в следующий раз, когда Соединенные Штаты захотят отправить войска за границу.

Всего год назад Соединенные Штаты в Совете безопасности ООН вступили в прямое столкновение с французами, русскими, немцами и другими противниками военной акции в Ираке. С дипломатической точки зрения переговоры с ними завершились полной катастрофой. Министр иностранных дел Франции Доминик де Вильпен мастерски переиграл госсекретаря Колина Пауэлла, и, в конце концов, конфликт приобрел широкую и нежелательную огласку и вызвал немало обид у обеих сторон.

Фактом является то, что Соединенные Штаты имели право начать вторжение в Ирак на основе резолюции Совета Безопасности ? 1141. Другой неоспоримый факт - мы могли его начать, вообще не спрашивая разрешения ООН.

Так вот, многим такая возможность вообще не нравится. В результате, российское правительство теперь выдвигает предложение о том, чтобы обуздать американских военных и сократить возможности США. В речи, произнесенной две недели назад на 40-й Мюнхенской конференции по политике безопасности, российский министр иностранных дел Сергей Иванов, (этот абзац оказался в тени всеобщего внимания к угрозе России выйти из Договора по обычным вооружениям в Европе) счел возможным выступить со следующим неожиданным предложением: 'Все мы понимаем, что один из главных вопросов современных международных отношений - это допустимость одностороннего применения силы, предпринятого отдельным государством или группой государств без соответствующего мандата Совета Безопасности ООН, прежде всего, в борьбе с международным терроризмом.

Я убежден, что партнерство между Россией и НАТО должно способствовать созданию такой обстановки в международных отношениях, когда применение силы, в том числе и в борьбе с терроризмом, будет происходить исключительно в соответствии с международным правом. Бороться с терроризмом незаконными методами не только неправильно, но и практически невозможно'. Незаконные методы? Ну, уж в этом-то русские неплохо разбираются.

Что ж, г-н Иванов попал под 'генеральную уборку', которую вчера устроил президент России Владимир Путин, отправив в отставку все правительство. Но вряд ли это изменит суть политики России в отношении ООН и Соединенных Штатов. Кроме того, вполне вероятно, г-н Иванов вскоре вернется на свой пост.

Другие страны тоже стремятся обуздать могущество США. В ходе прошлогодних дебатов относительно Ирака со стороны европейцев постоянно раздавались требования о необходимости санкционирования действий США со стороны ООН. Франция и Германия взяли на себя задачу 'остановить' Соединенные Штаты в Совете Безопасности; этот эпизод нанес столь глубокую рану, что Дэвид Фрам и Ричард Перл в своей новой книге 'Положить конец злу' предлагают больше не относиться к Франции как к союзнику, а возможно - даже считать ее врагом США.

В своей речи на Генеральной Ассамблее ООН в сентябре прошлого года Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан чрезвычайно критически отозвался об американской военной акции. Логика превентивных или односторонних действий, заметил он, 'представляет собой фундаментальную угрозу принципам, пусть и несовершенным, на которых последние 58 лет основывались мир и стабильность во всем мире'.

Однако международное право не запрещает странам действия в целях самообороны, а именно такой характер и имела акция США в Ираке (после десятилетнего периода санкций ООН и сдерживания). Согласно статье 51 Устава ООН, 'Ни одно из положений данного Устава не должно ограничивать неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения на одного из членов ООН, пока Совет Безопасности не примет мер по обеспечению международного мира и стабильности'.

Реальность состоит в том, что в 21 веке террористы или государства, стремящиеся бросить вызов могуществу США, все больше пытаются получить доступ к оружию массового уничтожения для его использования в своих политических целях. Традиционное международное право позволяет осуществлять превентивные акции в рамках 'предваряющей самообороны'.

Если отнестись всерьез к словам г-на Иванова о 'допустимости односторонних действий' и 'незаконных методах' - а я считаю, что именно так к ним и следует относиться, из-за широкого отклика, который эта идея находит за рубежом - то возможно, это является началом реформирования статьи 51 Устава ООН в направлении, способном нанести большой ущерб безопасности Соединенных Штатов. Недавно г-н Аннан сформировал Совет авторитетных деятелей для рассмотрения вопроса о реформе ООН. Правительство США должно поставить заслон любым мерам, угрожающим нашей способности вести войну против терроризма.

Хелли Дэйл - зам. Директора Heritage Foundation по внешнеполитическим и оборонным исследованиям. E-mail: helle.dale@heritage.org

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.