Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Взгляд на Ирак через очки глобализации

Экономическая глобализация стала для Ирака неприкрытой катастрофой

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Американцам может быть сложно оценить оккупацию Ирака в контексте глобализации. Однако Ирак сегодня несомненно находится в эпицентре этой тенденции. Для обретения контроля над самым важным в мире ресурсом - нефтью - были использованы вооруженные силы. Корпорации, связанные с оккупационной властью, заполонили страну в поисках прибыли, приватизируя все, от здравоохранения до тюрем, в то время как иракские инженеры, подрядчики, врачи и учителя отодвинуты в сторону.

Если вы не были в Иордане несколько лет, то модный столичный торговый центр "Mecca Mall" поразит вас - особенно если вы только что провели больше недели в Багдаде. В роскошных магазинах продается сшитая в Сирии дизайнерская одежда, везде видна реклама сериала "Секс в большом городе", имеется шикарный боулинг и кофейни, а также современный кинотеатр, в котором показывают самые последние фильмы, в том числе "Страсть". Глядя на все это, нетрудно поверить, что глобализация набирает обороты в этом уголке Ближнего Востока, несмотря на проблемы, с которыми она сталкивается в других точках региона.

Две недели назад, когда я последний раз завтракал в Багдаде, по стране начали прокатываться гневные выступления, связанные с появлением информации об убийстве Израилем шейха Ясина (Yassin). Когда через полдня я встретился с другом в холле кинотеатра в торговом центре "Mecca Mall", мы не могли не задуматься над вопросом, о чем думают арабы, смотря фильм, обвиняющий евреев в убийстве Христа (почитаемого в исламе), в тот самый день, когда Израиль сделал "мучеником" человека, которого "Аль-Каида" называла старцем в инвалидном кресле. Несколькими днями ранее, в первую годовщину американского вторжения, тысячи иракцев шествовали по Багдаду, провозглашая, что евреи должны вспомнить о битве при Хайбаре, ибо "армия Мухаммеда возвращается".

Уделяемое евреям и Израилю внимание отражает широко распространенную среди иракцев веру в то, что американская и израильская оккупации являются двумя "големами" глобализации, которой они не могут сопротивляться и которую они не могут контролировать, которая подрывает самую основу их культуры и экономики, пусть и принося при этом достаток и свободу некоторым избранным.

Американцам может быть сложно оценить оккупацию Ирака в контексте глобализации. Однако Ирак сегодня несомненно находится в эпицентре этой тенденции. Для обретения контроля над самым важным в мире ресурсом - нефтью - были использованы вооруженные силы. Корпорации, связанные с оккупационной властью, заполонили страну в поисках прибыли, приватизируя все, от здравоохранения до тюрем, в то время как иракские инженеры, подрядчики, врачи и учителя отодвинуты в сторону.

Как и во многих других странах развивающегося мира, экономическая глобализация стала для Ирака неприкрытой катастрофой. Во время посещений больниц, школ, аналитических организаций, штаб-квартир политических партий, художественных галерей и лагерей беженцев было видно, что их состояние осталось таким же, каким оно было до вторжения, или даже ухудшилось. Повсеместно, за исключением курдского севера, наблюдается недовольство оккупацией и проектом конституции, в которой местные аналитики видят большое количество пробелов.

Однако большинство иракцев даже не интересуются высокой политикой, их заботят те же проблемы, что и рядовых американцев - работа, медицинское обеспечение, образование. А дело с этим обстоит плохо.

Временный управляющий совет Ирака и чиновники Агентства США по международному развитию отказываются публиковать статистические данные о здоровье иракцев, и редко посещают больницы, однако больничные сотрудники продолжают собирать данные, которые отражают ужасный уровень смертности и болезней, а также острую нехватку лекарств и оборудования.

Хотя повседневная безопасность в Багдаде и его окрестностях повышается, политического насилия и взрывов, осуществляемых террористами-самоубийцами, становится все больше.

Социальные права, которые были предоставлены женщинам прежним режимом, в новом Ираке уменьшаются. Положение женщин осложняется растущим религиозным консерватизмом, массовой безработицей, недостаточным медицинским обеспечением и нехваткой образования.

Ирак скатывается к хаосу, и многие иракцы все сильнее верят в то, что американцам именно это и нужно. Известный иракский психиатр, работавший с Временным управляющим советом и американскими военными, говорил мне: "Это невозможно, чтобы Соединенные Штаты были такими некомпетентными. Как минимум отчасти царящий в стране хаос создан преднамеренно". Главным вопросом, возникающим при этом в умах большинства людей, является не вопрос о том, правдиво ли это утверждение, а вопрос, почему так происходит.

Например, многие в Ираке считают совершенное на прошлой неделе зверское убийство американцев в Фаллудже подозрительным. Отправить иностранных работников в Фаллуджу на внедорожниках последней модели в сопровождении вооруженных охранников - это может быть расценено как преднамеренная провокация насилия, которое потом будет использоваться в качестве предлога для "наказания".

Организация Объединенных Наций, судя по всему, вернется в Ирак под покровительством США - и сотрудничество с оккупантами может вызвать повторение насилия, из-за которого ООН и покинула Ирак в прошлом году.

Стремление курдов к федеральной политической системе объединяет шиитов и суннитов против общего врага. Один суннит, высокопоставленный религиозный деятель, убеждал меня, что федерализм - это первый шаг к расколу Ирака.

Вместе с тем существуют и проблески надежды на то, что Ирак может стать по настоящему демократической страной. Группы иракских, европейских и арабских активистов вместе отважно работают над установлением реальной демократии и свободы. Один шиитский религиозный деятель с гордостью вспоминал о том, что бывший глава еврейской общины был одним из лучших друзей его отца, и говорил о том, что евреи и христиане должны быть уважаемы в Ираке.

Общее неприятие и консервативными священнослужителями, и светскими художниками культурного воздействия американской оккупации (которое они приравнивают к глобализации), дополняемое отвращением иракцев к риторике арабских националистов и к сектантской идеологии, может со временем способствовать формированию космополитического общества. Как сказал один молодой режиссер и музыкант: "Возведение мостов между людьми является лучшим оружием против оккупации и ненависти".

Когда я сидел в багдадском интернет-кафе и видел, как иракская молодежь и бизнесмены среднего возраста проверяли электронную почту и ходили по интернету, было видно, что иракцы хотят извлекать выгоды из глобализации также, как и богатые владельцы "Mecca Mall". И в отзвуках взрывов бомб и автоматных очередей, раздававшихся неподалеку, по-настоящему человеческая глобализации казалась одновременно и достижимой, и жизненно необходимой.