Скорее всего, к 2020 г. дорожные происшествия займут третье место среди причин смертности и инвалидности, заявляет сегодня Всемирная организация здравоохранения, развернувшая глобальную кампанию борьбы против этого 'массового убийства'.

Как говорится в совместном докладе ВОЗ и Всемирного банка, ежегодно в дорожных катастрофах погибает 1,2 миллиона человек, и еще до 50 миллионов получают увечья, причем подавляющее число жертв приходится на развивающиеся страны.

Если не будут приняты срочные меры по повышению безопасности на дорогах, количество жертв автокатастроф в бедных странах возрастет к 2020 г. на 80%, отмечается в докладе. Сегодня наибольшему риску подвергаются пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты и пассажиры общественного транспорта.

Ли Йонг-вук, генеральный директор ВОЗ, заявил вчера: 'Безопасность на дорогах - не случайность. Теперь у нас достаточно знаний, чтобы действовать'.

В докладе детально обрисовываются меры безопасности, в том числе ужесточение наказаний за рискованное вождение или вождение в нетрезвом виде, пользование шлемами и ремнями безопасности, обеспечение того, чтобы пешеходы и другие участники движения могли лучше видеть друг друга, и конструктивные улучшения при строительстве дорог и разработке транспортных средств.

По всему миру увечья, полученные в дорожных катастрофах, находятся на втором месте среди причин смертности людей в возрасте от 15 до 29 лет, и третьей - для людей в возрасте от 30 до 44 лет, указывается в докладе. Помимо огромных человеческих страданий, речь идет и о большом экономическом ущербе - как для отдельных семей, так и для целых стран.

В развивающихся странах расходы на медицинское обслуживание или потеря кормильца в результате его гибели или инвалидности, полученной в дорожной катастрофе, может довести семью до нищеты, отмечается в докладе. Общий ущерб стран с низкими и средними доходами от дорожных катастроф, возможно, составляет до 65 миллиардов долларов (54 миллиардов евро или 35,6 миллиардов фунтов) - это больше, чем они получают в рамках помощи в интересах развития.

В мировом масштабе, согласно оценкам, приведенным в докладе, дорожные катастрофы обходятся странам в 1-2% валового национального продукта, что составляет сумму в 518 миллиардов долларов в год.

Сегодня, в среднем по всему миру, дорожные катастрофы находятся на девятом месте среди причин смертности и инвалидности, но, согласно прогнозу, к 2020 г. число жертв должно возрасти на 65%, и тогда происшествия на дорогах поднимутся на третье место, идя вслед за сердечными болезнями и депрессиями, но опережая такие причины смертности, как малярия, туберкулез и СПИД.

От травм, полученных в дорожных происшествиях, больше всего людей погибает в самой моторизованной стране мира - США: за прошлый год эта цифра составила 44000 человек. На втором месте идет Бразилия (32500), на третьем - Россия (29500).

Однако, в сравнении с численностью населения, наибольшая опасность на дорогах существует не в этих странах. Из 75 государств, по которым имеются такие данные, самый высокий уровень смертности в дорожных катастрофах наблюдается на Маврикии, в Сальвадоре и Доминиканской Республике, составляя соответственно 44, 42 и 38 человек на 100000 населения (для сравнения, в США этот показатель равен 15).

Наиболее высокий уровень смертности существует в Африке и на Ближнем Востоке, за ними следуют такие регионы как Восточная Европа и Азия. Ниже всего эти показатели в Западной Европе и Австралазии: там уровень смертности в дорожных происшествиях составляет 11-12 человек на 100000 населения.

www.who.int/violence_injury_prevention/en/