Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Новые демагоги Центральной Европы

Страны Центральной Европы все еще не имеют сильных институтов, которые способны принудить авторитарных политиков вести себя как демократы

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Люди в Польше, Словакии, Румынии и, в меньшей степени, в соседних с ними странах стали восприимчивыми к демагогической болтовне, поскольку они чувствуют, что их предали проевропейские реформаторы. Крах коммунизма освободил людей от их привычной гарантии безопасности, какой бы обветшалой та ни была. Сегодня, когда их правительства избавляются от неэффективных государственных компаний и урезают "государство всеобщего благосостояния", чтобы соответствовать размерам бюджета и требованиям рыночных реформ, предъявляемым к кандидатам на вступление в Европейский Союз, многие граждане чувствуют себя особенно уязвимыми.

14 апреля 2004 года. Многие словаки были шокированы известием о том, что потерявший доверие бывший премьер-министр Владимир Мечьяр (Vladimir Meciar) ранее в этом месяце лидировал в первом раунде выборов нового президента Словакии. Сегодня соперником Мечьяра в решающем туре выборов, который назначен на воскресенье, является Иван Гаспарович (Ivan Gasparovic), его бывший главный помощник, который стал бы еще более пагубным выбором. К сожалению, возвращение во власть г-на Мечьяра, который 6 лет назад был отвергнут словаками за свое разбойничье поведение и непоследовательную экономическую политику, не является изолированным событием в Восточной и Центральной Европе.

Политики, поддерживающие национализм, этническую нетерпимость, откровенно упрощенные экономические программы и отказ от всего европейского, набирают силу повсюду в этом регионе, особенно в Польше, самой важной стране Центральной Европы.

Люди в Польше, Словакии, Румынии и, в меньшей степени, в соседних с ними странах стали восприимчивыми к демагогической болтовне, поскольку они чувствуют, что их предали проевропейские реформаторы. Крах коммунизма освободил людей от их привычной гарантии безопасности, какой бы обветшалой та ни была. Сегодня, когда их правительства избавляются от неэффективных государственных компаний и урезают "государство всеобщего благосостояния", чтобы соответствовать размерам бюджета и требованиям рыночных реформ, предъявляемым к кандидатам на вступление в Европейский Союз (ЕС), многие граждане чувствуют себя особенно уязвимыми.

Со временем процесс реформ приведет к устойчивому процветанию. Но некоторые из сокращений (программ социального обеспечения) без необходимости сильно бьют по бедным слоям населения, а политики используют проистекающее отсюда недовольство - в первую очередь, польский фермер-свиновод Анджей Леппер (Andrzej Lepper), возглавляющий сельское движение протеста "Самооборона", которое соперничает в популярности с главной проправительственной партией страны.

Предлагаемый г-ном Леппером рецепт национализма и увеличения контроля государства над экономикой стал бы гибельным для Польши. Но легко можно понять, почему его резкие обличительные речи против ЕС оказываются такими действенными. На протяжении десятка лет вступление в ЕС предлагалось восточным европейцам как высшая награда за реформирование своей жизни. Оказывается, эта награда будет выдаваться порциями.

Позорные сельскохозяйственные субсидии Европы позволяют фермерам в таких странах, как Франция, получать прибыли, продавая свои урожаи на мировых рынках по заниженным ценам. Но ЕС не намерен полностью распространять эту привилегию на новых членов, чьи фермы разорены дешевым импортом. Поляки и граждане других девяти новых членов ЕС также не получают немедленно свободу работать в любой стране ЕС - привилегия, которой пользуются граждане 15 сегодня состоящих в ЕС стран.

Антииммигрантские настроения в таких странах, как Франция, Италия и Австрия, приободрили множество демагогов в Западной Европе. Эти политики в общем случае приглушают свои обличительные речи, когда их дела идут успешно, и вполне возможно, что то же самое произойдет с г-ном Леппером или г-ном Мечьяром, который уже сегодня идет на попятный в своем противостоянии с Европой. Опасное различие в том, что страны Центральной Европы все еще не имеют сильных институтов, которые способны принудить авторитарных политиков вести себя как демократы. Возвышение протестующих политиков в Центральной Европе может нанести длительный урон странам, которые все еще находятся в поисках своего пути развития.