Кишинев, Молдавия - Услышав, как представители американского Госдепартамента и их соотечественники из миссии ОБСЕ называют Молдавию 'соседом России' или даже 'российской периферией', вы поймете, что последние изменения на европейско-атлантической карте еще не укоренились в их сознании. Молдавия уже является непосредственным соседом НАТО, скоро будет соседствовать и с ЕС. До России же от сюда 1000 километров.

Эти чиновники не согласны с молдавской демократической оппозицией и про-западным гражданским обществом, чьих представителей ужасает возрождающийся проект установления влияния России над страной под предлогом урегулирования конфликта в Приднестровье. Сейчас эти силы подают голос, но на них не обращают внимания.

Несколько месяцев назад проект был положен на полку в Вашингтоне 'для обдумывания', но недавно был срочно возрожден миссией ОБСЕ, которую поддерживают американцы, вместе с Россией и правящими в Молдавии коммунистами. Идея проекта состоит в том, чтобы легализовать вооруженные русские сепаратистские власти в Приднестровье, передать им часть полномочий центрального (в настоящее время коммунистического) правительства на каких-то постоянных условиях. Гарантировать все это должны Россия и ЕС (плюс Украина в качестве номинального гаранта). Одновременно Запад как таковой будет исключен из системы гарантий, а все это устройство будет названо 'федерализацией'. В результате мы получим российский протекторат у границ НАТО.

Сейчас общая граница НАТО с Молдавией составляет 500 км. Скоро это будет и граница ЕС. Это одна четвертая всей длины нового евро-атлантического рубежа от Прибалтики до Черного моря. Каковы будут политический режим и безопасность в этом протяженном молдавском секторе? Будет ли это коммунистический, дистанционно управляемый спутник России или демократичный, ориентированный на Европу сосед? Вот что поставлено на карту в спорах о 'федерализации'.

Осуществление проекта грозит отделить Молдавию от остальной Юго-восточной Европы. Все другие конфликты в этом регионе - в Косово, Боснии, Македонии - решались или решаются под эгидой Запада, с вводом войск НАТО, при активном участии ЕС. Все это способствовало демократизации этих стран и дало им возможность вступить в НАТО и ЕС. Болгария и Румыния стали членами НАТО и кандидатами в ЕС. Однако на восточной границе Румынии внезапно замаячило российское 'ближнее зарубежье', которое скоро станет реальностью, если планы относительно 'федерации' будут осуществлены.

Приднестровские власти, состоящие в основном из граждан Российской Федерации, откомандированных в Молдавию, получат обширные возможности для влияния на политику центрального правительства. Эти власти открыто заявляют о преданности российскому государству и идее Большой России. Они и молдавские коммунисты (также ориентированные на Россию) навсегда вытеснят на обочину политической жизни про-европейские группы страны. Эти безупречные демократии, Россия и Украина, избраны 'гарантами' внутреннего функционирования 'федерации', ее институтов и политических процессов. Запад в этой системе представлен лишь косвенно, через ОБСЕ, которая первая признает, что это не соответствует интересам Европы. По ее собственным правилам, организация не может выступать, а тем более действовать, без согласия России.

'Военные гарантии' тоже будут. Россия и ОБСЕ недавно выработали совместные 'рекомендации' и по этому вопросу. Согласно рамочному соглашению, власти Приднестровья (т.е. Россия) смогут наложить вето на любое предложение, касающееся параметров военных гарантий (т.е. размер, состав и мандат войск). В настоящее время российские войска в Молдавии выполняют роль 'миротворцев', не имея на это законного мандата. 'Федерализация' же узаконит их присутствие. Тем временем Госдепартамент США и ОБСЕ честно пытаются добиться вывода российского контингента из Молдавии, в соответствии с обязательствами России перед ОБСЕ от 1999 года. Они пытаются найти решение этого вопроса до июньского саммита НАТО. Позволить российским 'миротворцам' остаться - значит провалить эту задачу.

Кроме того, рекомендации России и ОБСЕ готовы узаконить собственную армию Приднестровья (которая сильнее молдавской) и позволить ей функционировать в течение неопределенного периода времени на равных с законной армией страны. Приднестровская армия - российская во всем, кроме наименования, она была создана путем перевода личного состава и вооружений (включая запрещенные) из российских войск в Молдавии.

Резюмируя, можно сказать, что по западной границе Молдавии хотят провести красную черту. К западу от нее будут править НАТО и ЕС. А в Молдавии, по соседству с Румынией (а теперь и НАТО) появится Россия, чье верховенство, если проект осуществится, будет узаконено ОБСЕ.

Похоже, что аргументы чиновников, поддерживающих проект, уже иссякли. Они говорят что-то вроде 'Замороженное состояние приднестровского конфликта неприемлемо'. Но разве лучше будет ухватиться за разрушительное псевдо-решение? По их словам, 'необходимо бороться с черной дырой организованной преступности [в Приднестровье]'. Несомненно, но разве с ней можно бороться, узаконивая и увеличивая власть той самой группы, что получает от этой черной дыры прибыль? Они говорят, что 'Молдавия заслуживает того, чтобы быть единой'. Разумеется, но данный план расколет страну, так как признает сепаратистское правительство. Еще один аргумент - 'Молдавия должна быть федеральным государством, так как не может быть централизованным'. На самом деле, Молдавия - слабое государство, нуждающееся в помощи, чтобы стать демократическим государством, а не негосударством (non-state), поделенным между коммунистами и представителями недемократической иностранной державы, которой Молдавия ранее была порабощена.

Возрождение проекта 'федерализации' происходит в самое неподходящее время: оно сокращает шансы демократической оппозиции обойти Коммунистическую партию на парламентских и президентских выборах, избирательные кампании в которых только что начались. Коммунисты пришли к власти в 2001 году (единственная коммунистическая партия в Европе, которой это удалось), получив лишь 50,1% голосов, а явка избирателей составила чуть больше одной трети. У оппозиции есть неплохая возможность победить коммунистов на предстоящих выборах. Правящая партия не выполнила ни одного из своих предвыборных обещаний, скорее наоборот. Сегодня Молдавия - самая бедная и почти самая коррумпированная страна Европы. Коммунисты по-прежнему возлагают большие надежды на голоса местных русских, но этого недостаточно, чтобы выиграть вновь. Они ставят на роль 'воссоединителей' страны путем 'федерализации'.

Именно поэтому коммунистическое руководство и планирует ускорить принятие этих решений в ближайшие месяцы, провести референдум по данному вопросу, совместив его с выборами. Они явно готовы пожертвовать интересами страны ради интересов партии. ОБСЕ стремится ускорить 'федерализацию' по своим собственным причинам и даже рассматривает возможность оказания спонсорской помощи референдуму. Это решение может быть угодным интересам некоторых западных бюрократов и уж наверняка устраивает Россию. Проект нанесет серьезный удар про-западным политическим силам Молдавии. Он явно противоречит интересам политики и безопасности евро-атлантического сообщества в Юго-восточной Европе.

Владимир Сокор - старший научный сотрудник вашингтонского Института специальных стратегических и политических исследований, издающего 'Краткие обзоры политики в Евразии'.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.