В Эль-Фаллудже политические силы не представлены широко, однако их достаточно, чтобы играть эффективную роль в развитии событий. Город поделен между 'Движением сторонников сунны', объединением салафистского толка, призывающим насаждать суннизм путем священной войны -джихада, и партией 'Братья-мусульмане', в которую входят различные религиозные течения.

Эти две силы играли важную роль в ходе последних событий в Эль-Фаллудже, способствовали их началу и продолжению, несмотря на большие потери, понесенные жителями города. Выражение 'Смерть в знак протеста против присутствия оккупантов' эти силы сделали своим лозунгом, который будет снят только после ухода оккупантов. Иначе он останется тлеющим фитилем кризиса, который постепенно охватит другие города Ирака, пока не будет достигнута цель - вывод оккупационных сил.

Исследователь религиозной и политической структуры общества Эль-Фаллуджи с трудом находит различие между религиозными и политическими ориентирами жителей Эль-Фаллуджи, первое представляется продолжением второго, второе питает первое. Как заявил житель города Мухаммед Абд Ар-Раззак: '70% жителей Эль-Фаллуджи исповедуют суфизм, 30% - салафизм'.

Сам Абд Ар-Раззак является одним из последователей салафизма, которые пользуются большим влиянием в политических организациях, поскольку имеют опыт политической деятельности во всех частях мира, что сделало их в последнее время политическими вождями Эль-Фаллуджи.

Психологическая сущность жителей Эль-Фаллуджи связана с происходящими вокруг города событиями, они родились и воспитывались в условиях религиозной активности различных религиозных течений, иногда вступавших в серьезные противоречия друг с другом, однако их всех объединяет стремление бороться с оккупантами, любовь к независимости, свободолюбие. Большинство жителей города посещают постоянно действующие в городских мечетях семинары и учебные курсы.

Как сказал один из жителей города, 'четыре основные религиозные течения здесь не представлены, имеются лишь салафидские течения, братья-мусульмане и некоторые суфийские течения'.

Однако эта неоднородная смесь не препятствует росту политических течений националистического толка. Как завил Кахтан Ар-Рубаи, член информационного комитета Исламской партии Ирака, 'в шестидесятые годы в Эль-Фаллудже активизировалось националистическое течение насеристского толка и разгорелась борьба между руководством насеристов и главными религиозными течениями. Эта борьба за кулисами продолжалась до падения прежнего режима в апреле прошлого года, когда насеристы вышли из подполья'.

Ар-Рубаи считает, что жители Эль-Фаллуджи сплотились вокруг политической организации, которая призвала их к вооруженной борьбе с оккупантами, поскольку этот призыв отвечал их религиозным убеждениям о необходимости жертвовать жизнью во имя борьбы с оккупантами.

По словам жителя Эль-Фаллуджи учителя Махмуда Дауда, 'американцы унизили жителей Эль-Фаллуджи и вторглись в их дома. Наши мужчины не могут молчать, когда американцы арестовывают их жен или вторгаются в их дома без приглашения'. В то же время он утверждает, что вид сопротивления, который в конце концов избрали жители Эль-Фаллуджи, - это сопротивление религиозно-племенное, о чем свидетельствует инцидент, явившийся первой искрой, которая разожгла огонь борьбы против американцев.

'29 апреля шейх Джамаль Назар, имам-хатыб Большой мечети Эль-Фаллуджи, организовал демонстрацию протеста жителей города, в которой участвовали многие улемы и шейхи из всех районов города. Демонстрация прошла перед зданием городской администрации, где располагались американцы. Они открыли огонь по демонстрантам, убив 13 человек и ранив 17. Вскоре скончалось еще четверо раненых'. Как говорит Махмуд Дауд, 'в атмосфере Эль-Фаллуджи чувствовалось напряжение, и сопротивление началось с того, что двое мотоциклистов бросили ручную гранату в группу американских военных'.

В Эль-Фаллудже проживают несколько племен, которые отличаются мужеством и рыцарскими достоинствами. Жители города впитали этот дух с молоком матери, они воспитывались в строгой религиозной доктрине, которая отрицает компромиссы, их принцип: 'или жить на радость другу, или умереть на зло врагу'.

Жители Эль-Фаллуджи в целом отвергают разделение между политикой и религией, они считают, что все, что они делают, посвящено Аллаху. Как сказал шейх Али Аль-Джабури, член 'Совета исламских улемов', Америка - креатура Израиля, порождение еврейских раввинов, поэтому борьба с ней - долг каждого мусульманина и мусульманки.

Шейх добавляет: 'не важно - религиозные движения или политические движения, оккупанты дали ход событиям, поскольку они нарушили права людей'. Однако Аль-Джабури не согласен с тем, что эти движения играли главную роль в разжигании событий в Эль-Фаллудже. 'Движения не явились мотором событий, они играли лишь вспомогательную роль'.

Выбор Эль-Фаллуджи в качестве форпоста иракского сопротивления не был случайным. Городское население представляет собой закрытую религиозно-племенную общину; на ее территории по берегам Тигра и Евфрата расположены многочисленные сады, являющиеся прекрасным укрытием для партизанских действий. К этим двум факторам добавляется и то, что в Эль-Фаллудже и соседнем городе Рамди проживают многие бывшие военнослужащие иракской армии. Жители города испытывают ненависть к американцам, которые произвели аресты почти в каждой семье, проживающей в этом районе. Именно поэтому стратеги сопротивления выбрали этот город для начала активных операций, чтобы впоследствии перенести их в другие города 'Суннитского треугольника', которые существуют в аналогичных условиях.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.