Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
'Кто ненавидит меньшинство. . .'

Конференция ОБСЕ должна дать мощный импульс борьбе против 'яда антисемитизма'

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В первый день конференции ОБСЕ по борьбе с антисемитизмом правительства и народы государств, входящих в эту организацию, поклялись вместе с Симоной Вейль (Франция) и Эли Визелем (США), двумя людьми, пережившими Холокост, последовательно бороться с растущей ненавистью к евреям

В первый день конференции ОБСЕ по борьбе с антисемитизмом правительства и народы государств, входящих в эту организацию, поклялись вместе с Симоной Вейль/ Simone Veil (Франция) и Эли Визелем /Elie Wiesel (США), двумя людьми, пережившими Холокост, последовательно бороться с растущей ненавистью к евреям.

Многие из 600 участников конференции, возможно, уже встречались с Симоной Вейль и Эли Визелем при других обстоятельствах, но все в связи с появившимся в Европе старым и новым антисемитизмом очень напряженно вслушивались в их слова. 'Я принадлежу к травмированному поколению, которое пережило антисемитизм в апокалиптической форме', - сказал Элие Визель. Визель был угнан из Венгрии в Аушвитц и выжил в машине смерти СС на принудительных работах на предприятии 'Buna-Werk'. 'В мире нет столицы, где бы проведение такой конференции имело большее значение и большую убедительность', - заявил лауреат Нобелевской премии. Встреча проходит в городе, где была разработана программа, с помощью которой была сделана попытка 'стереть с лица Земли всех евреев до последнего человека'. Кстати, сразу после второй мировой войны Визель никогда не думал, что евреи будут вынуждены жить в страхе. Антисемитизм опасен не только для евреев, но и для отдельных обществ в целом. 'Тот, кто ненавидит одно меньшинство, ненавидит все меньшинства', - констатировал он. В поисках ответа на вопрос, почему существует эта ненависть, Визель вспомнил о фильме 'Страсти Господни' американского режиссера Мела Гибсона (Mel Gibson), фильме, который, по его мнению, может привести к еще большему антисемитизму. Визель выражает надежду, что конференция станет мощным импульсом в борьбе против 'яда антисемитизма'.

Если Элие Визель говорил о своей озабоченности по поводу открытого антисемитизма в некоторых исламских государствах, французский политик Симона Вейль обратилась к феномену растущего антисемитизма в Западной Европе среди эмигрантов-мусульман. Симона Вейль, подвергшаяся 13-летним ребенком мучениям в концентрационном лагере Аушвитц и в Бергене- Бельзен, напомнила о волне насилия в отношении французских евреев после начала 2-й интифады в Палестине. Наряду с традиционным антисемитизмом, например, в виде клеветы в отношении Холокоста, появились также новые опасные тенденции, такие, как нежелание учителей говорить о Холокосте в школах.

Слово взял французский депутат Пьер Лелуш (Pierre Lellouche), по инициативе которого обе палаты парижского Национального собрания приняли единогласно 3-го февраля 2003 года закон, закрывающий существовавшие до сих пор бреши в плане преследования антисемитских преступлений. Причиной этого был сильный рост числа актов насилия в отношении евреев: со 119 случаев в 2000 году до увеличения их количества в несколько раз в последующие годы. Между тем, новый закон уже 20 раз находил свое применение. Лелуш верит, что новый антисемитизм импортируется в основном с Ближнего Востока и является отражением тамошнего противостояния. Поэтому он предложил проводить такие конференции не только в Европе, но также в Каире, в Рияде или Аммане.

'Не существует опасного или менее опасного антисемитизма', - заявил перед этим президент Центрального совета евреев Германии Пауль Шпигель (Paul Spiegel). Нельзя мириться ни с антисемитски окрашенной критикой Израиля со стороны 'мнимых интеллектуалов', ни со стороны критики 'подстрекателей-исламистов'. Для тех, кто становится ее объектом, нет никакой разницы, являются ли антисемитские преступники исламистами или готовыми к насилию правыми радикалами. Но одновременно Шпигель предостерег относительно 'нового антиисламизма', который можно уже обнаружить в Европе. Исламскую угрозу нельзя переоценивать.

'Крупным успехом' конференции ОБСЕ, по словам Шпигеля, были бы 'кардинальные инициативы', направленные как против правого, так и против исламистского антисемитизма, а также договоренность о систематическом отслеживании антисемитских тенденций. Одновременно Шпигель предложил задуматься над тем, что антисемитизм с расширением в сторону востока Европейского союза может стать 'более сложным и получить затяжной характер'. Во многих странах, вступающих сейчас в ЕС, преступления коллаборационистов во время фашизма расследованы только 'частично'. В первый день конференции ОБСЕ важным опытом в борьбе с антисемитизмом поделились не только представители Франции. Аналогичные усилия предпринимаются в Швеции, где уже в 1998 году стартовала беспримерная кампания по разъяснению всего того, что связано с Холокостом. В ходе кампании в школы и в семьи в стране был направлен миллион брошюр, рассказывающих о Холокосте. В Польше накануне конференции вышла книга с эссе 13-ти польских авторов о необходимости просветительской работы вокруг Холокоста в школах.