Военные социологи утверждают, что старейшими профессиями на земле являются война и проституция. Под понятием профессия имеется в виду регулярное занятие определенным видом деятельности с известной степенью профессионализма и с целью добывания средств к существованию. Существует ли связь между этими древнейшими профессиями?

Социологи полагают, что непосредственная связь между войной и проституцией существует. Профессиональные военные, отправляясь на поле битвы, обычно надолго покидают свои дома, лишаются привычного уклада жизни, удаляются от своих семей. Эти воины, находящиеся, как правило, в самом расцвете лет и сил, для удовлетворения своих сексуальных потребностей нередко прибегают к услугам проституток. Или же домогаются благосклонности женщин, не имеющих отношения к древнейшей профессии, прибегая иногда к насилию. Среди профессиональных солдат наблюдаются и нетрадиционные сексуальные влечения.

В некоторых обществах в военное время проституцию официально легализуют, не только в интересах воинов, но с целью ограждения других женщин от сексуальных домогательств солдат. Один из социологов привел следующее сравнение, заявив, что профессиональные проститутки осуществляют важную социальную функцию защиты остальных женщин от сексуальных домогательств и насилия, они в этом смысле похожи на хранилища мусора: если кучи мусора оставить на улице, они нанесут вред здоровью граждан.

Таким образом, социологи связывают явления войны и проституции. Экономисты говорят, что спрос рождает предложение. Поэтому солдатские запросы на сексуальные услуги порождает предложение этих услуг со стороны проституток за известную плату.

Информация и снимки, просочившиеся из тюрьмы Абу Грейб в Ираке, вызвали бурю негодования, которая, без сомнения, поглотит министра обороны США Дональда Рамсфельда. Доказано, что охрана тюрьмы Абу Грейб подвергала иракских пленных разным видам пыток - не только физическим, таким как побои, лишение сна, электрический ток, но и моральным, включая принуждение к публичным сексуальным актам, в том числе и гомосексуальным.

Часть охраны тюрьмы состояла из женщин. Более того, именно старшая надзирательница в Абу Грейб отдавала приказы заключенным проводить эти неприличные сексуальные действия. Из-за стен тюрьмы дошла ее фотография, где она наблюдает эти сцены с огромным удовольствием. На другом снимке еще одна американская военнослужащая держит обнаженного иракского заключенного распростертого на земле со связанными руками и на поводке, как будто бы он собака или какое-нибудь другое животное.

Американское общественное мнение возмутилось, глядя на эти снимки, показанные телекомпанией CBS в воскресенье 22 апреля. Затем ежедневные газеты публиковали их всю следующую неделю, потом появились передовые статьи в центральных газетах, которые отражали не только состояние шока, но и стыд, и позор, которые замарали честь американских военных и образ Америки в глазах американского общества и всего мира. Вскоре газета 'New York Times' потребовала отставки министра обороны Дональда Рамсфельда. За ней последовали газеты 'Washington Post', 'Los Angeles Times', 'Boston Globe' и 'Chicago Tribune'. Сенат США провел два специальных заседания 7 мая, на которых заслушал министра обороны и его ближайших соратников.

Министр обороны начал свое выступление с принесения извинений американскому народу и иракскому народу за действия, совершенные ограниченной группой американских военнослужащих в отношении иракских пленных. Дональд Рамсфельд заявил, что несет моральную и политическую ответственность за своих подчиненных и что он приказал провести расследование случившегося в Абу Грейб не только силами армейских следственных органов, но и c помощью независимой комиссии.

Наблюдатели в Конгрессе и в прессе не преминули указать на пагубные последствия всего случившегося для общественного мнения в арабских и мусульманских странах, где престиж США, который был изначально невысок, упал до предельно низкого уровня.

Арабские студенты, обучающиеся в США, спрашивают меня: почему американское общественное мнение было столь потрясено сообщениями о пытках и сексуальных надругательствах над десятком иракских пленных и осталось равнодушно к сообщениям о гибели сотен, возможно, тысяч иракцев с момента начала войны и до сегодняшнего дня?

Сам вопрос указывает на большую разницу в подходах. Предмет удивления арабских студентов и источник потрясения американского общественного мнения - это вопрос прав человека.

Согласно положениям Всемирной хартии прав человека, принятой ООН в 1948 году, которая детализировала статьи ранее принятых международных соглашений, в том числе и Женевского соглашения об обращении с военнопленными и гражданскими лицами, находящимися в зоне оккупации, случившееся в тюрьме Абу Грейб является вопиющим нарушением этих соглашений. Ведь в соответствии с этими соглашениями безопасность гражданских и военных пленных обеспечивается пленившими их властями в течение всего срока их пребывания в плену. Здесь и кроется противоречие.

Американские войска при вторжении в Ирак могли убивать иракцев на поле боя, однако те, кто сдались им в плен или были задержаны для проведения следствия, попадают под защиту войск и оккупационных властей, которые должны с ними обращаться согласно международным правилам.

Это похоже на правила поведения в боксе: пока боксеры находятся на ринге, они могут наносить удары друг другу, но стоит им покинуть ринг, как они теряют это право, за драку вне ринга их преследуют по закону.

Подобно тому, как арабы гордятся своими благородством и доблестью, американцы гордятся своим уважением к закону и правам человека. Именно уважение прав человека стало причиной агрессии против Ирака с целью свержения режима Саддама Хусейна, который попирал права иракского народа и права соседних народов - иранского и кувейтского. Поэтому американское общественное мнение было настроено против Саддама - не только за попрание прав человека, но и за лицемерие его режима и использование двойных стандартов. Сама тюрьма Абу Грейб была драматическим символом нарушения прав человека в Ираке. И вот американские оккупационные власти делают то же самое всего лишь через год после падения Саддама Хусейна.

Американское общественное мнение не интересует степень нарушения прав человека или их число. Заявления о том, что число жертв надругательств не превосходит 10-20 человек, а число погибших не превышает 10, не могут служить достаточным оправданием. Даже если Саддам убивал, подвергал пыткам и нарушал права миллионов иракцев, это не может служить оправданием убийству, пыткам или нарушению прав даже одного иракца, если он находится в руках американских оккупационных властей.

Естественно, обучающиеся в США арабские студенты удивляются этому различию в подходах американского западного мира и нашего арабского мира, различию между их системой ценностей и нашей системой ценностей, нашим понятием об ответственности и их понятием об ответственности, их демократией и нашим порабощением. А я им говорю: всем - и нам, и им следует стремиться к созданию единого общечеловеческого режима, который бы объединил нас и их, защитил наши права, их и наши интересы. Говоря это, я призываю Аллаха (да простится мне это) строго осудить и их, и наших правителей.