Вскоре после того, как руководство оккупационных сил США в прошлом году взяло под свой контроль дворцовый комплекс Саддама Хусейна в центре Багдада и превратило его в свою штаб-квартиру, там произошло тревожное событие. Засорились все туалеты дворца, и их содержимое начало переливаться через край. В страну в срочном порядке завезли передвижные туалеты и установили их в садах дворца.

Оказалось, что американские чиновники, эти зачастую умнейшие молодые люди с хорошими связями в администрации Буша в Вашингтоне не знали, что люди на Ближнем Востоке пользуются туалетом немного по-другому, чем американцы. Дело в том, что они вместо туалетной бумаги используют воду. Канализационные трубы в саддамовских дворцах не были готовы принять большое количество бумаги - и засорились, причем с плохо пахнущим результатом.

Это была первая из череды ошибок временной администрации, которая уже год руководит Ираком, основываясь на явно недостаточных знаниях об этой стране. Эта администрация оказалась одной из самых недееспособных и некомпетентных в истории. Если бы наместник США в Ираке Пол Бремер решал важнейшие вопросы страны, подбрасывая вверх монету, он бы наверняка достиг лучших результатов.

Время от времени господин Бремер проявляет маниакальную активность и самоуверенность инспектора Клозье, попадая в одну лужу за другой, причем зачастую он сам создает эти лужи. В апреле он умудрился превратить повстанцев в Фаллудже, которых большинство иракцев считает опасными дикарями, в героев нации. В это же самое время он объявил мало тогда известного шиитского религиозного деятеля Муктаду Садра вне закона, благодаря чему тот в глазах народа стал мучеником за веру. В Ираке, более чем где бы то ни было, необходимо единство военной и политической стратегии. Однако главной характерной чертой американской политики в этой стране является ведомственная разобщенность. Господин Бремер и военные, похоже, не понимают друг друга. Представители Пентагона ведут собственную политику, временная администрация идет своим путем, Госдепартамент и ЦРУ преследуют свои цели. Белый Дом в основном обеспокоен тем, чтобы представить происходящее в Ираке таким образом, дабы господин Буш не проиграл президентские выборы в ноябре.

В этой мешанине соперничества было бы удивительно увидеть появление здравого политического курса. Действительно, даже признаков такого курса не наблюдается. Лондон и Вашингтон в настоящее время громко рассуждают о передаче 30 июня власти иракцам и о создании новых иракских сил безопасности, которые в свое время должны будут сменить 135-тысячный американский и 7-тысячный британский контингенты.

Эта риторика больше похожа на циничную PR-кампанию, чем на последовательную политику. Союзники уже больше года пытаются создать силы безопасности Ирака. Однако когда в прошлом месяце начались волнения, 40 процентов этих обученных американцами сил разбежались, а еще 10 процентов взбунтовались и перешли на сторону повстанцев. Такие цифры приводят сами американские военные. По словам доктора Махмуда Отмана, независимого члена иракского управляющего совета, правда состоит в том, что иракцы не будут сражаться с иракцами на стороне иностранных войск.

Безусловно, такое утрированное значение передаче власти переходному правительству придается с той целью, чтобы показать: теперь в Ираке существует законная власть. За прошедший год временная администрация многократно заявляла, что намерена передать властные полномочия иракцам. Этого не произошло и теперь вряд ли произойдет. Назначенный США Временный управляющий совет с удивлением открыл для себя, что его функция - лишь придавать иракский привкус тем решениям, которые готовит американская политическая кухня. Членам совета сказали, что с ними будут консультироваться при принятии важных решений по вопросам безопасности. Однако, проснувшись как-то утром, они узнали, что американские морские пехотинцы осадили Фаллуджу. Все большее количество иракцев смотрит на членов совета как на приспешников ненавистных оккупантов.

В ближайшем времени совет должен быть сменен правительством технократов, которое якобы будет более приемлемым для иракцев, нежели его предшественники. Отчасти это правительство будет формировать представитель ООН Лахдар Брахими; оно должно создать условия для проведения в январе 2005 года общенациональных выборов.

В этом плане точно также просматривается пиаровское лукавство. Сразу после свержения Саддама Хусейна был момент, когда ООН могла сыграть свою роль в Ираке. Однако тогда США были, как сказал один иракец, опьянены собственной победой и не намеревались отдавать бразды правления ООН. К настоящему времени штаб-квартира ООН в Багдаде превратилась в руины, а многие из ооновского персонала убиты.

В этих условиях немногие из стран-членов ООН захотят направить в Ирак своих представителей или военных. Господин Брахими, которому отведена ключевая роль в создании новой иракской администрации, во время последнего визита в Ирак побоялся даже ступить за порог хорошо охраняемой "зеленой зоны", где расположена штаб-квартира коалиционных сил. У ООН также возникло настойчивое подозрение, что на нее хотят взвалить часть ответственности за кризис, в создании которого она не участвовала и оказать влияния на разрешение которого не могла.

После 30 июня американская армия сохранит контроль над силами безопасности Ирака. Пока не ясно даже, сможет ли Ирак распоряжаться доходами от собственной нефти. Никто не знает, каков будет состав нового правительства. У этого правительства нет даже собственного здания, из которого оно могло бы осуществлять руководство, поскольку коалиционные силы не подают признаков того, что намерены освободить дворцы Саддама. То, что принятие важнейших решений о передаче власти откладывается до последней минуты, показывает, что в конце июня власть не будет передана.

Британские официальные лица, признающие это, заявляют, что более важное событие произойдет через семь месяцев, когда в Ираке пройдут выборы. Здесь они правы. Оккупанты после вторжения должны как можно быстрее организовать проведение выборов, чтобы иметь дело с избранными, а потому претендующими на легитимность иракскими лидерами.

Однако до настоящего времени выборы не проводились - по разным причинам. Американцы отменили проведение выборов в местные органы власти из опасений, что к победе придут шиитские партии, не контролируемые США. Господин Бремер был явно против проведения выборов летом, так как боялся, что верх одержат исламисты, хотя американские и британские военные намекнули ему, что результаты выборов можно откорректировать.

В священном для шиитов городе Наджаф коалиционные силы даже умудрились назначить губернатором суннита. Это подобно тому, что североирландского экстремистского протестанта преподобного Яна Пейсли назначили бы главой Ватикана. К счастью губернатор недолго продержался в своем кресле. Его арестовали за похищение людей и посадили в тюрьму.

Очень важный вопрос в иракских выборах - вопрос о времени их проведения. Они не могут состояться до президентских выборов в США в ноябре. Дело в том, что Бушу надо иметь возможность говорить о движении Ирака к демократии.

Но за то, что иракская политика определяется в соответствии с предвыборными интересами господина Буша, придется платить. И платить кровью. Я не встретил ни одного жителя Ирака, кто считает, что в следующем месяце что-то изменится. Все больше и больше иракцы приходят к выводу о том, что единственный способ покончить с оккупацией - это вооруженное сопротивление. И если правительство Великобритании считает, что с посылкой в Ирак еще 3000 солдат там будет наведен порядок, то оно явно недооценивает всю глубину иракского кризиса.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.