Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Московские олигархи и парижские дамы

Президент Михаил Саакашвили украшает свое правительство грузинами из зарубежья

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Он продолжает удивлять мир. Во вторник Михаил Саакашвили, 36-летний президент Грузии, осуществил свой новый трюк. Он назначил российского олигарха министром экономики страны. 48-летний Каха Бендукидзе, создавший крупнейший в России машиностроительный концерн, призван использовать свой организаторский талант для подъема развалившегося народного хозяйства Грузии

Он продолжает удивлять мир. Во вторник Михаил Саакашвили, 36-летний президент Грузии, осуществил свой новый трюк. Он назначил российского олигарха министром экономики страны. 48-летний Каха Бендукидзе, создавший крупнейший в России машиностроительный концерн, призван использовать свой организаторский талант для подъема развалившегося народного хозяйства Грузии.

Родившийся в Тбилиси, ныне действующий член Наблюдательного совета и совладелец машиностроительного гиганта ОМЗ даже не имеет грузинского паспорта, но это не имеет никакого значения. На днях Саакашвили заявил, что все этнические грузины, могут, кто захочет, получить гражданство Грузии без особых проблем.

Тучный Бендукидзе, по образованию специалист по молекулярной биологии, начал свою предпринимательскую карьеру с маленького кооператива во времена перестройки, видимо, сможет сохранить и российское гражданство. Прецедент создал опять же сам Саакашвили в случае с зарубежной грузинкой Саломе Зурабишвили, которая сейчас является министром иностранных дел Грузии. В марте этого года он не только назначил 52-летнюю гражданку Франции на этот пост, но и предоставил ей грузинское гражданство, расставаться же с французским ей не пришлось.

После своего избрания на пост президента в январе Саакашвили, бывший министр юстиции, получивший юридическое образование в Европе и Америке, демонстрирует захватывающие дух темпы. В этой патологически коррумпированной стране он приказал арестовать десятки коррумпированных высокопоставленных чиновников, - под аплодисменты народа. За свои не очень щепетильные действия ему пришлось выслушать критику и от друзей-демократов, и от Совета Европы. Тем не менее, ему удалось лишить власти наиболее одиозных мафиозных боссов.

Саакашвили также пообещал вновь объединить 'развалившееся государство'. В начале мая ему удалось - и это пока самый большой его успех - изменить геополитический ландшафт на Кавказе. Саакашвили вновь присоединил к Грузии причерноморский регион на границе с Турцией, Аджарию, которой в течение 13 лет самодержавно, словно паша, правил местный провинциальный князь Аслан Абашидзе. Смена власти продолжалась в течение нескольких недель и, главное, бескровно, что многим казалось невозможным. Абашидзе, создавший полицейское государство, бежал вместе со своим министром безопасности в Москву. Теперь Саакашвили хочет вернуть еще две мятежные провинции - Абхазию и Южную Осетию.

Недавно в своей речи, произнесенной и на абхазском, и на осетинском языке, он предложил им 'особый статус' в составе Грузии. Однако, подсластив пилюлю, застарелые конфликты не решить. Поскольку в противоположность Аджарии, которая отличается от остальной Грузии лишь тем, что когда-то находилась под властью мусульманских правителей, оба других региона живут уже более десятилетия фактически в независимости от Грузии. Они отстаивали свой суверенитет в кровавой гражданской войне с Тбилиси. Каждый из этих регионов имеет своего президента, свое правительство, парламент и вооруженные силы, правда, суверенными государствами никто их пока не признает. Абхазия и Южная Осетия граничат с Россией, воспринимая ее как защитницу. Россия же предоставила большинству населения этих регионов российское гражданство.

Но для Саакашвили это не преграда. И поскольку конфликт с Абхазией, где десятки тысяч людей погибли, а около 250 тысяч грузин, армян и русских бежало, разрешить будет особенно сложно, он решил взяться сначала за Южную Осетию. В ходе гражданской войны, продолжавшейся здесь два с половиной года, по данным осетинской стороны, погибло примерно 1000 человек. С 1992 г. там действует перемирие, которое совместно контролировалось российскими, осетинскими и грузинскими миротворцами.

Однако в начале года Грузия отозвала свои миротворческие силы. В понедельник Саакашвили направил в Южную Осетию войска в составе 400 человек, что вызвало решительные протесты и южноосетинского 'правительства', и Москвы. После телефонного разговора с Путиным Саакашвили отозвал военных. Усиленные посты грузинской полиции, призванные бороться с контрабандой, пока остаются. Успех, достигнутый по телефону, напоминает недавние события в Аджарии.

Путину приходится ладить с Саакашвили, вряд ли у него есть какая-то иная возможность. С одной стороны, грузинский президент пообещал российскому президенту помощь в отношении чеченской проблемы. С другой же стороны, Саакашвили пользуется поддержкой Вашингтона, который намерен оказать в этом году помощь Грузии на сумму в 160 миллионов долларов, что составляет одну пятую государственного бюджета страны. В то же время в России есть силы, главным образом среди военных, которые стремятся, в особенности в случае с Абхазией, препятствовать 'возвращению' этой черноморской провинции Тбилиси. Но главное, обратно в Грузию не хотят ни сами абхазцы, ни осетины.