Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Китай, Тайвань и США демонстрируют военные мускулы

Противостояние из-за Тайваня остается одной из самых опасных в мире "горячих точек"

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Все три вовлеченных в этот конфликт правительства - китайское, американское и тайваньское - настаивали, что их военные маневры не приурочены по времени к маневрам других участников и не должны усиливать напряженность вокруг Тайваня. Однако их официальные лица признали, что одной из целей проведения этих учений была демонстрация своей военной решимости и способностей потенциальным противникам, равно как и друзьям.

Пекин, 26 июля 2004 года. Примерно 18 тысяч китайских военных, используя самые современные системы оружия своей страны, на прошлой неделе отрабатывали скоординированные атаки с воздуха, с моря и с суши на о. Дунша (Dongshan; русское название Пратас - прим. пер.) в Южно-Китайском море, который по рельефу местности и погодным условиям напоминает о. Тайвань.

Примерно в то же время тайваньские пилоты в 185 милях (1 морская миля = 1,853 км) северо-восточнее Дунши сажали свои модернизированные истребители "Mirage 2000-5" на заблокированные автомагистрали, чтобы попрактиковаться в том, что им придется делать в случае, если их авиабазы будут уничтожены китайским ракетным ударом по этой спорной территории.

Военно-морские силы США под собственную военную музыку провели глобальные учения по проверке боевой готовности с участием семи авианосных групп, чтобы показать, что, несмотря на войну в Ираке, Соединенные Штаты способны создать группировку превосходящих сил в любой точке земного шара, включая Тайвань.

С началом (китайских) маневров в районе Дунши азиатский сезон совпадающих по времени военных учений достиг своего пика. Эти мероприятия послужили напоминанием о том, что, хотя главным фокусом военного конфликта в данное время является Ирак, противостояние из-за Тайваня остается одной из самых опасных в мире "горячих точек".

Все три вовлеченных в этот конфликт правительства - китайское, американское и тайваньское - настаивали, что их военные маневры не приурочены по времени к маневрам других участников и не должны усиливать напряженность вокруг Тайваня. Однако их официальные лица признали, что одной из целей проведения этих учений была демонстрация своей военной решимости и способностей потенциальным противникам, равно как и друзьям.

Восьмое за год китайское учение в районе о. Дунша, который расположен у южной оконечности побережья Китая, продолжалось неделю и закончилось в пятницу. Китайская правительственная газета "China Youth Daily" сообщила, что это учение имело целью позволить военным отработать совместные действия (видов вооруженных сил) и показать сторонникам независимости Тайваня, что у Китая есть чем подкрепить его угрозу, если потребуется, вернуть себе этот остров силой.

В необычно подробном сообщении о действиях не любящих огласки китайских военных эта официальная газета отметила, что в маневрах приняли участие недавно закупленные реактивные истребители Су-30, эскадренный миноносец типа "Современный" (советской постройки - прим. пер.) и подводная лодка типа "Кило" (Kilo - условное наименование НАТО, присвоенное одному из типов советских подводных лодок - прим. пер.). Учение, в котором совместно действовали различные виды вооруженных сил, было задумано с целью демонстрации способности установить господство в воздухе и на море в районе Тайваня, сказано в газетном сообщении.

Один американский военный сказал, что маневры в районе Дунши показали "некоторые улучшения этим летом, которых мы прежде не видели" в вопросах координации действий авиации, флота и сухопутных сил, однако они не ознаменовали собой резкого отхода от прежних учений.

Начавшиеся в среду ежегодные учения Тайваня под названием "Ханькван" (Hankuang), тоже рассчитанные на неделю, были необычными в том смысле, что они начались с приземления двух самолетов "Mirage 2000-5" на автомагистраль имени Сун-Ят-Сена (Sun Yat-Sen) в центральной части острова. Согласно сообщениям с Тайваня, эти приземления на автомагистраль стали первыми подобными тренировками с конца 1970-х годов.

Летчики построенных во Франции самолетов отрабатывали также дозаправку топливом и ракетами класса "воздух-воздух", имитируя свои действия на тот случай, если им придется отражать нападение Китая, а их обычные аэродромы базирования будут уничтожены. В дополнение, во время учений отрабатывались операции по отражению высадки китайского морского и воздушного десантов.

Тайваньские маневры, хотя они и были зрелищными благодаря посадке самолетов на автомагистраль, очевидно, имели менее реальное значение для обороны острова, чем идущие сейчас в парламенте этой страны дебаты по вопросу специального бюджета в сумме 16 млн. долл. США, которые правительство президента Чэнь Шуйбяна (Chen Shui-bian) ассигновало на закупку оружия у Соединенных Штатов. В числе нескольких рассматриваемых систем оружия в качестве наиболее вероятного первоочередного объекта закупок назван усовершенствованный комплекс противоракетной обороны PAC-3.

Администрация Буша-младшего (George W. Bush) уговаривает правительство Чэня выделять больше ресурсов на оборону, в особенности на систему PAC-3, чтобы отразить удар примерно 500 баллистических ракет малой дальности, которые Китай развернул на своей стороне 100-мильного Тайваньского пролива. В недавно опубликованном Пентагоном докладе о вооруженных силах Китая сказано, что правительство в Пекине в рамках программы общей модернизации Народно-освободительной армии Китая ежегодно добавляет примерно 75 ракет.

В этом докладе отмечается, что ежегодные расходы Китая на оборону по программе модернизации достигли 50-70 млрд. долл., в результате чего Китай вышел на третье после США и России место. Эта оценка значительно выше, чем объявленный правительством Китая военный бюджет на 2004 год, который после увеличения на 11,6% по сравнению с 2003 годом достиг 25 млрд. долл.

Глобальные учения США "Летний пульс-2004" (Summer Pulse '04), имеют, по свидетельству американских официальных лиц, лишь косвенное отношение к вопросу Тайваня. Согласно заявлению пресс-секретаря Тихоокеанского командования США капитана 1 ранга Джона Сингли (John Singley), эти учения, проводимые в середине августа, имеют целью показать "возможности глобального наращивания сил", или способность применять силу в нескольких местах планеты одновременно даже тогда, когда 140 тысяч американских солдат связаны в Ираке.

Две из семи авианосных ударных групп, с авианосцами "Kitty Hawk" и "John C. Stennis", сказал г-н Сингли, примут участие в маневрах на Тихом океане, но не вблизи Тайваня.

Заместитель директора Института изучения Америки в Китайской академии социальных наук (American Studies Institute at the Chinese Academy of Social Sciences) Тао Веньцзяо (Tao Wenzhao) сказал, что китайские официальные лица получили уведомление о масштабах учения "Летний пульс-2004" и не были встревожены. Этот вопрос, по словам г-на Сингли, не возникал во время визита в Пекин на прошлой неделе командующего Тихоокеанским командованием США адмирала Томаса Фарго (Thomas Fargo).

Однако г-ну Фарго было сказано о растущем чувстве разочарования Китая из-за Тайваня и также о том, что, как опасаются китайцы, г-н Чэнь будет стремиться к независимости Тайваня во время своего второго 4-летнего президентского срока, который начался 20 мая. Советник администрации Буша-младшего по национальной безопасности Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) получила аналогичное сообщение, когда она в этом месяце нанесла визит в эту страну.

Бывший президент Китая Цзянь Цземинь (Jiang Zemin), который возглавляет Центральную военную комиссию Коммунистической партии Китая (Communist Party's Central Military Commission), согласно сообщениям, недавно сказал военным руководителям страны, что Китаю следует принять меры к возвращению Тайваня к 2020 году. Г-н Тао, хотя он и не уверен в точности приписываемых г-ну Цзяню высказываний, сказал, что в том виде, в котором они были переданы, их не следует рассматривать как конечный срок для военных, но скорее как выражение национальной цели на предстоящие 2 десятилетия.

"Это означает, что мы осознаем, что для решения проблемы Тайваня потребуются многие годы", - сказал он.