Москва, 31 августа 2004 года. В понедельник истек срок ультиматума Организации Объединенных Наций (ООН) Судану, в котором содержится требование разоружить арабские милиционные формирования, обвиняемые в геноциде в Дарфуре. Аналитики говорят, что Россия, которая сейчас председательствует в Совете Безопасности (СБ) ООН, едва ли поддержит инициативу ООН по введению санкций против Хартума.

Под давлением Вашингтона и некоторых других западных столиц члены СБ ООН месяц назад проголосовали за наказание Судана в случае, если тот не разоружит и не возбудит уголовное преследование против милиционных формирований "janjaweed", как утверждают, несущих ответственность за военную кампанию в Западном Судане, результатом которой стали по меньшей мере 30 тысяч убитых и 1,4 млн. беженцев.

Однако едва ли Россия - которая использовала скромные поставки оружия, одно соглашение по нефти и более тесные связи с Суданом для более широкого проникновения на африканские рынки - станет фокусировать внимание на злоупотреблениях Хартума.

И Россия не одинока: Китай, другой постоянный член СБ ООН, имеет еще более тесные отношения с Суданом и неодобрительно относится к возможным санкциям против него. Противодействие этих двух стран, наряду с Пакистаном и Алжиром, означает, что конкретная угроза санкций не будет ставиться на голосование на первом заседании СБ ООН.

Так же обстояли дела с Ираком Саддама Хусейна (Saddam Hussein), с которым у Москвы были заключены еще более прибыльные соглашения о поставках оружия и о добыче нефти. Что касается России и Китая, все это упирается в бумажник.

"Китай глубоко заинтересован в Судане, в добыче, экспорте и транспортировке нефти, - заявляет Андрей Маслов, главный редактор российско-африканского делового журнала "Аф-Ро". - Российские компании даже выступают в роли субподрядчиков китайских компаний. Нефтепровод, который будет построен россиянами, строится на китайские деньги, а не на суданские".

И это не единственная сделка. В конце июля - за 5 месяцев до срока и в момент, когда в СБ ООН дебатировался вопрос о санкциях против Судана - Москва объявила о том, что в рамках соглашения от 2001 года завершила поставку Хартуму 12 реактивных истребителей МиГ-29.

"Судан является потенциальным будущим покупателем, а покупателей у нас не так уж много, - говорит Дмитрий Тренин, военный специалист из московского центра Фонда Карнеги. - Россия выступает против санкций главным образом потому, что эти санкции играют на руку кое-кому и вредят российской торговле".

Ожидается, что во вторник ООН заслушает доклад о мерах Судана против милиционных формирований "janjaweed" и обсудит вопрос о санкциях.

Мало кто полагает, что Россия станет препятствовать принятию санкций против Судана, если такой вопрос встанет и получит широкую поддержку. По свидетельству китайского информационного агентства "Синьхуа", Китай, который является ведущим иностранным инвестором в Судане и имеет с ним торговый оборот в размере около 1 млрд. долл. США, потеряет куда больше.

Что касается Москвы, вопрос о санкциях ООН выходит за рамки Судана, и поэтому Москва не хочет возглавлять эту дипломатическую борьбу. "Дело, в сущности, не в Судане, который не является крупным торговым клиентом, - говорит Павел Баев, российский военный аналитик в Международном институте исследования проблем мира в Осло. - Россия выступает против санкций. . . чтобы уменьшить до абсолютного минимума полезность всего этого инструмента ООН, особенно санкций на поставки оружия".

Строгие правила в отношении поставок оружия Ираку, действующие с момента его вторжения в Кувейт в августе 1990 года, стали полезным уроком для России, которая после краха Советского Союза начала искать новые рынки сбыта.

"Россия несколько раз стояла на пороге нарушения режима санкций против Ирака, - утверждает г-н Баев. - Есть основания полагать, что во многих случаях в недалеком будущем именно те режимы, которые могут быть заклеймены (Соединенными Штатами) как новые члены 'оси зла', станут представлять для России интерес с точки зрения деловых отношений".

Россия является крупным игроком на мировом рынке оружия. Уступив только Соединенным Штатам, Россия в прошлом году продала оружия и военной техники на общую сумму 5,4 млрд. долл. таким покупателям, как Индия и Китай. Россия и Судан в 2002 году подписали соглашение о военно-техническом сотрудничестве, дав понять, что у них есть одна , по меньшей мере, общая цель: борьба против "террористов". В каждой из этих стран идет гражданская война - Судан воюет с сепаратистами на юге страны, а Россия - с сепаратистскими повстанцами в Чечне.

Министр обороны России Сергей Иванов обещал, что Москва обеспечит "недорогую и всестороннюю модернизацию всего суданского оружия и боевой техники, которые были изготовлены в России. "Россия сможет это сделать", сказал г-н Иванов, потому что "никаких санкций не наложено".

Как сказано в одном опубликованном в прошлом году докладе исследовательского центра "Oxford Analytica", соглашение (о военно-техническом сотрудничестве) стало частью осуществляемой с ноября 2001 года более широкой российской стратегии "восстановления партнерских связей с давними клиентами" и "проникновения" на новые африканские рынки.

Однако эксперты утверждают, что отношения с Суданом пока что являются "мелочью". Провалилась попытка претворить в жизнь заключенное в 2002 году соглашение о сборке в Судане российских танков, равно как и оценивавшийся в 200 млн. долл. США план освоения с участием российской государственной нефтяной компании "Славнефть" одного суданского нефтяного месторождения.

В июле было объявлено о новом соглашении с российской компанией "Стройтрансгаз" о строительстве нефтепровода. Но продажа Судану МиГ'ов - которую осудили правозащитные организации, заявляющие, что она усугубляет кризис в западной части Судана - далась непросто.

"Схема оплаты была очень сложной, очень трудной для фирмы 'МиГ' и не особенно прибыльной, - говорит глава московского Центра анализа стратегий и технологий Руслан Рухов об этой сделке на сумму 150 млн. долл. - Но в то время фирма 'МиГ' находилась в исключительно глубоком кризисе, и потому она хваталась за любой контракт, какой только могла заключить".

Судан получил "примитивную" модификацию истребителя МиГ, которая используется почти исключительно в роли перехватчика и "почти не может" решать задачи борьбы с наземными целями, говорит г-н Пухов.

Возможно, есть и другая причина того, что Россия не хочет принятия санкций против Судана, говорит он. "Эти санкции (во вторник) суданцы смогут использовать для того, чтобы не платить нам".

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.