Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Индийско-российские связи

Продолжение сближения интересов

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Нынешняя система международных отношений определяется феноменальной властью, которой пользуются Соединенные Штаты в отношении любого другого государства этой системы. Это настолько беспрецедентно для глобальной политики, что даже Пол Кеннеди, в прошлом - ведущий сторонник теории упадка США, должен был признать после афганской войны, что никогда прежде в истории не было такого неравенства власти, какое существует сейчас между США и остальными крупными государствами

ЧАСТЬ 1

Нынешняя система международных отношений определяется феноменальной властью, которой пользуются Соединенные Штаты в отношении любого другого государства этой системы. Это настолько беспрецедентно для глобальной политики, что даже Пол Кеннеди, в прошлом - ведущий сторонник теории упадка США, должен был признать после афганской войны, что никогда прежде в истории не было такого неравенства власти, какое существует сейчас между США и остальными крупными государствами.

Реакция

Это вызывает разную реакцию других ведущих государств системы. Пока одни страны, вроде Франции и Германии, как представляется, используют международные институты и дипломатическое маневрирование, чтобы затруднить США использование их преобладающей власти (пока, однако, с небольшим видимым эффектом), другие - как Россия и Китай - во имя 'многополюсного' мирового порядка пытаются наладить более тесные связи со странами, которые разделяют их видение мира. Именно в этой связи и нужно рассматривать попытки России, Китая и Индии наладить более тесные связи между собой и даже говорить о 'стратегическом треугольнике' между ними. Хотя двустороннее сотрудничество между этими тремя государствами в последнее время действительно возросло, использование термина 'стратегический треугольник' или любой другой причудливой фразеологии для описания этих отношений есть не что иное, как простая гипербола.

Недавний визит российского президента Владимира Путина в Индию был призван способствовать дальнейшему укреплению связей между двумя старыми друзьями. В мире существует не так много примеров отношений между странами, которые были бы такими устойчивыми, как - между Индией и Россией. Несмотря на важные изменения международной обстановки после окончания 'холодной войны', у них осталось множество долгосрочных общих интересов, которые делают выгодным для обеих стран - и для Индии, и для России - поддержание близких связей. Преодолев непродолжительный спад периода пребывания на посту президента России Бориса Ельцина, Нью-Дели и Москва стали очень успешно возобновлять напоминающие советские времена отношения без каких-либо трений.

Саммит

Это была уже пятая встреча на высшем уровне российского президента и индийского премьер-министра за менее чем три года. Это резко контрастирует с теми беспорядочными связями, которые Индия поддерживала с Россией, когда у руля власти стоял Ельцин. Выдерживая единую линию на обеспечение независимых и все более интенсивных отношений с США и Западной Европой, Путин восстановил соотношение сил за счет ведущих азиатских государств, таких как Китай, Япония и Индия. Идя каждая своим собственным путем, и Индия, и Россия изо всех сил пытаются определить свои отношения с другими главными игроками на международной арене в контексте ситуации, сложившейся в мире после 11 сентября, где стали стремительно изменяться правила международной политики и где заново стали складываться экономические отношения между странами. Поэтому очередное подтверждение давней дружбы приобретает гораздо большее значение, нежели просто символическое. Между двумя странами существует реальное сближение интересов по таким всеобъемлющим проблемам как поддержание принципов многополярности в глобальной политике, борьба с терроризмом, с распространением ядерного оружия, проблемы безопасности в Южной, Центральной и Западной Азии.

Во время последнего визита Путина в Индию в декабре 2002 года, Индия смогла заручиться поддержкой России в ее взаимоотношениях с Пакистаном, когда Россия призвала Пакистан прекратить поддерживать трансграничный терроризм. Поддержка Россией индийской позиции в отношении терроризма и Пакистана отражала желание российской стороны продемонстрировать традиционную 'добрую волю' в отношении Индии и ее глубокой озабоченности проблемами безопасности. Это резко контрастирует с США, которые успешно замазывают главную проблему Индии в области безопасности - поддерживаемый Пакистаном терроризм в Индии.

Вероятно самый важный элемент индийско-российских двусторонних отношений - это связи между двумя странами в области обороны. Россия - не только крупнейший поставщик оружия и военной техники в Индию. Индийско-российские отношения в сфере обороны охватывают широкий спектр деятельности, в том числе совместные исследования, проекты, а также совместное производство.

Поставки вооружений

Россия согласилась еще больше увеличить поставки вооружений в Индию, а также дала добро на сотрудничество в сложных и высокотехнологичных сферах, где США и другие западные страны повели себя гораздо более сдержанно. Речь идет о технологиях, связанных с освоением мирного космоса и атомной энергии, о поставках пятого поколения усовершенствованных истребителей, а также другого оружия и военной техники. Индийские и российские оборонные компании не только создают и усовершенствуют, но теперь будут и совместно продавать крылатую противокорабельную ракету 'БраМос' в третьи страны.

Россия также предложила Индии совместно разрабатывать, с прицелом на мировой рынок, реактивный учебно-боевой самолет следующего поколения. Индия и Россия также решили расширять сотрудничество в деле освоения космоса в мирных целях. Это очень существенно, принимая во внимание недавнее стремление США к милитаризации космоса. Российские и индийские флоты ежегодно проводили совместные военные учения в Индийском океане как часть совместных усилий, направленных на укрепление безопасности в регионе.

Продолжение следует