Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Почему мир не прислушивается к Америке

мировое сообщество открывает новые организации и союзы, не приглашая в них Соединенные Штаты

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Джордж Буш заявил с пылом проповедника во время своей речи по случаю вступления в должность: 'Сегодня Америка снова говорит с народами мира'. Только народы мира, кажется, ее не слушают. Новый миропорядок действительно прокладывает себе дорогу, но его структура формируется странами Азии и Европы на встречах, на которые Америку не приглашают.

Джордж Буш (George W. Bush) заявил с пылом проповедника во время своей речи по случаю вступления в должность: 'Сегодня Америка снова говорит с народами мира'. Только народы мира, кажется, ее не слушают. Новый миропорядок действительно прокладывает себе дорогу, но его структура формируется странами Азии и Европы на встречах, на которые Америку не приглашают.

Взять, например, участников диалога 'АСЕАН плюс три', который объединяет Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии, а также Китай, Японию и Южную Корею. Эта организация может стать самым крупным экономическим блоком, оставив позади Европейский Союз и Североамериканскую ассоциацию свободной торговли. Углубляющиеся связи стран-членов АСЕАН и трех их партнеров свидетельствуют о крупном дипломатическом поражении Соединенных Штатов, которые рассчитывали с помощью форума Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) ограничить развитие экономического регионализма в Азии за счет США. Недавние действия южноамериканских стран по укреплению региональных экономических связей также являются явным доказательством их нежелания мириться с доминирующей ролью Соединенных Штатов в зоне свободной торговли западного полушария.

Или, например, активное стремление ЕС стать независимым от Америки в военном отношении. Несмотря на протесты США, европейцы основали собственное агентство военного планирования, которое не подчиняется НАТО (а, следовательно, и Вашингтону). Европа создает собственные силы быстрого реагирования, а также, невзирая на отрицательное отношение к этому со стороны США, разрабатывает спутниковую систему 'Галилей', которая покончит с американской монополией на спутниковые системы определения координат.

Военное руководство США было обеспокоено участием Китая в европейской программе 'Галилей'. Однако Китай разделяет стремление других недавно появившихся космических держав ограничить влияние США в области военного и коммерческого использования космоса. Сотрудничая с Европой по проекту 'Галилей', Китай начал работать с Бразилией над совместными запусками спутников. К тому же, недавно Китай принимал на своей территории российские войска для участия в совместных военных учениях.

Соединенные Штаты вытесняют даже из области продвижения демократии и прав человека, которую президент Буш обозначил в своей речи как историческую миссию Америки. ЕС потратили несоразмеримо больше средств на укрепление демократии в странах бывшего социалистического блока, чем США. При президенте Буше под предлогом распространения демократии США развязывают военные кампании против стран, которые мешают им в осуществлении их стратегических планов. Вашингтон осуждает тоталитарный режим Ирана, но мирится с ним в Пакистане. В Ираке о цели демократизации иракского общества вспомнили только после военного вторжения в эту страну, которое основывалось на предположении, что у Саддама Хусейна (Saddam Hussein) есть оружие массового уничтожения, и что он сотрудничает с Аль-Каидой.

Сама американская демократия не является образцом для подражания. Нынешнее однопартийное руководство страной отчасти является результатом искусственного передела избирательных округов в пользу республиканцев. Деньги играют все более важную роль в американской политике. Судьи, многие из которых скоро будут назначены президентом Бушем, все больше напоминают активных членов политических партий, только в черных одеяниях. В Америке действует избирательная система, основанная на принципе 'победитель получает все', от которой в европейских странах уже давно отказались в пользу более всеобъемлющих вариантов, которые предусматривают пропорциональное представительство.

Что касается других глобальных тенденций морально-этического толка и институционных изменений, то США здесь скорее являются ведомыми, чем ведущими. Взять даже права человека. В Европе отменена смертная казнь и пытки, а в США эта мера наказания широко применяется. За время правления президента Буша Соединенные Штаты построили нечто вроде международного 'Гулага', где пытки подозреваемых - не редкость. Еще одна излюбленная тема США - утверждение правопорядка в мире. Для многих поколений американцев укрепление правопорядка в сотрудничестве с другими государствами было одной из основных целей внешней политики их страны. Однако неоконсерваторы, которые заправляют сегодня в Вашингтоне, перевернули саму идею международной законности. Новым генеральным прокурором Америки будет советник Белого дома, который известен тем, что заявил, что Женевские конвенции устарели.

Десять лет назад уверенные в своем превосходстве американцы высмеивали тех, кто утверждал, что мир становится более многополярным. Они просили доказательств существованию противовесов Америке. Сегодня можно привести сколько угодно примеров международного сотрудничества, направленного на ограничение главенствующей роли США. Это и возрастающая роль региональных торговых организаций, среди членов которых нет Америки, международные космические проекты и совместные военные учения, и неучастие в них Америки бросается в глаза.

США по-прежнему остаются единственной державой, способной вести военные действия в любой точке земного шара. Однако однополярность, в узком смысле этого слова, в военной сфере вовсе не является препятствием развитию геополитической и экономической многополярности. И другие сверхдержавы, за исключением Великобритании, с удовольствием позволяют Соединенным Штатам тратить человеческие и финансовые ресурсы на утверждение своей гегемонии на Ближнем Востоке, заранее зная, что эти попытки обречены на провал.

Неудивительно, что мировое сообщество открывает новые организации и союзы, не приглашая в них Соединенные Штаты. Никто, кроме самих США, никогда всерьез не считал, что американским лидерам можно доверить использовать монополию власти в военной и экономической сфере на благо всего человечества. Воинственно обособленная администрация Буша, похоже, действует под девизом голливудского продюсера Сэмюэля Голдвина (Samuel Goldwyn) 'включите меня из состава'. Последнее время ни одно событие не происходило без участия США. Однако сегодня Америка не участвует ни в одной более или менее значительной новой торговой или политической организации, чья деятельность рассчитана на длительную перспективу.

В 1988 году Мадлейн Олбрайт (Madeleine Albright), которая в то время занимала пост Госсекретаря США, сказала об Америке: 'Мы - незаменимая нация'. Односторонние действия администрации Буша привели к тому, что слова г-жи Олбрайт сейчас не соответствуют действительности. Оказалось, что США - это никому не нужная страна. Европа, Китай, Россия, Латинская Америка и другие регионы и государства без лишней суеты предпринимают шаги, одной, если не единственной, целью которых является окоротить США.

Забавно, но США, которые одержали победу в 'холодной войне', используют ту же тактику, которая привела Советский Союз к поражению, т.е. полагаются исключительно на военное превосходство, полагая, что своей воинственностью они смогут запугать другие страны. Не менее забавно, что эти другие страны разрабатывают проекты новых организаций и союзов, т.е. поступают именно так, как поступала Америка во время и после второй мировой войны.

Но то была другая Америка, у руководства которой находились мудрые и конструктивно мыслящие государственные деятели, такие как госсекретарь Дин Ачесон (Dean Acheson), который писал о том, что 'присутствовал при зарождении' нового миропорядка. В результате грубой политики, проводимой администрацией Буша, сегодня США не пригласят принять участие в обсуждении архитектуры Европы и Азии 21 века. На этот раз США 'отсутствуют', т.е. не принимают участия в процессе формирования нового мирового порядка.

Автор этой статьи является старшим научным сотрудником Фонда 'Новая Америка' (New America Foundation) в Вашингтоне