Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Смогут ли Америка и Европа наладить отношения? С тех пор, как президент Буш огорчил Старый Свет своим переизбранием, этот вопрос стал единственным предметом для обсуждения в европейских министерствах и научных институтах. Кондолиза Райс, совершающая свою первую заграничную поездку в качестве госсекретаря США, вчера предложила не столько ответ, сколько вызов: Америка хочет начать все заново, но ей нужны надежные союзники в Европе

Смогут ли Америка и Европа наладить отношения? С тех пор, как президент Буш огорчил Старый Свет своим переизбранием, этот вопрос стал единственным предметом для обсуждения в европейских министерствах и научных институтах. Кондолиза Райс (Condoleezza Rice), совершающая свою первую заграничную поездку в качестве госсекретаря США, вчера предложила не столько ответ, сколько вызов: Америка хочет начать все заново, но ей нужны надежные союзники в Европе.

Ее выступление в Париже показало, что выставление счетов будет основным направлением политики. Выбор в качестве места для мероприятия элитной парижской Высшей школы политических наук Science Po, где получают образование французские дипломаты, ни больше, ни меньше, дал понять, что вторая администрация Буша не будет избегать общения со своими самыми ярыми критиками. Публичная дипломатия сыграла значительную роль в появлении раскола со 'Старой Европой' по вопросу Ирака. Новый американский подход стремится лучше соответствовать европейской чувствительности. Увидим, были ли прошлые разногласия поверхностными, или они действительно обнажили существующую разницу в основополагающих ценностях.

Время благоприятствует сближению. Ничто не залечивает раны так, как успех. США с полным правом могут заявить, что их поддержка свободе принесла за последние несколько недель большие дивиденды в Афганистане, на Украине и, наиболее наглядно, в Ираке. Наша политика работает, сказала Райс, но США и Европа могут добиться большего успеха в освобождении мира для демократии, работая вместе. 'Мы только начали понимать, чего может добиться свобода', - сказала она.

Даже Жак Ширак (Jacques Chirac) уже не ставит эти достижения под сомнения публично. Иракский народ, храбро пошедший на выборы на прошлой неделе, несмотря на угрозы насилия, сделал больше, чем любые политические документы или речи, для успокоения европейских циников. К счастью для европейцев, успех Ирака и в их личных интересах. Многие правительства ЕС, включая Великобританию, Польшу и Италию, осознали это с самого начала. Решатся ли теперь Германия и особенно Франция вложить политический капитал - другого у них дефицит - в Ирак и другие страны Ближнего Востока? Прекратит ли Франция свои антиамериканские игры с арабскими друзьями-диктаторами? Сейчас это ключевые вопросы.

Райс играла на аудиторию, где в первом ряду сидели бывший президент Франции Валери Жискар д'Эстен (Valery Giscard d'Estaing) и бывший премьер Ален Жюппе (Alain Juppe). 'Сейчас у нас есть историческая возможность сформировать мировое равновесие сил, благоприятное для свободы - и, следовательно, оно углубит и продлит мир, - сказала она. - Я использую слово 'сила' в широком значении, потому что еще более важной, чем военная или экономическая сила, является сила идей, сила сочувствия и сила надежды'. Весьма справедливо для Европы, сторонницы 'мягкой силы'.

В Европе идут ожесточенные споры об Америке, и Америке пора принять в них участие. Поездка Райс по восьми странам готовит почву для визита Буша, запланированного на конец месяца. Не помешает также и представление войны с террором в более оптимистических тонах. Вызвавший в памяти эру Трумэна (Harry Truman) и Даллеса (John Foster Dulles, госсекретарь США в 1950е годы - Прим. пер.), призыв Райс к восстановлению трансатлантического альянса для ответа на вызовы этого века для 'атлантистов' прозвучал музыкой. Но это нелегкая задача. По вопросу Ирана, следующего большого вызова, Европа кажется неуверенной и мягкой, а когда нужно было принимать решение по Ираку, европейцы разделились на верных друзей и друзей до первой беды. Время покажет, что ожидает эту возобновленную дружбу.