Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда несколько лет назад премьер-министр моей страны предложил, чтобы в 2005 году Словения стала председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, я знал, что это будет непросто. 55 членов ОБСЕ сталкиваются с серьезными вызовами безопасности, требующими нашего безраздельного внимания, от терроризма и торговли людьми до конфликтов в Грузии, Молдавии и Нагорном Карабахе

Когда несколько лет назад премьер-министр моей страны предложил, чтобы в 2005 году Словения стала председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, я знал, что это будет непросто. 55 членов ОБСЕ сталкиваются с серьезными вызовами безопасности, требующими нашего безраздельного внимания, от терроризма и торговли людьми до конфликтов в Грузии, Молдавии и Нагорном Карабахе. Общеевропейская организация, возникшая в результате Хельсинкского заключительного акта 1975 года, активную роль в которой играют США, обладает уникальными возможностями для ответа на эти вызовы.

Но я не думал, что проведу первые месяцы на новой должности, препираясь с иностранными коллегами из-за относительно небольшой суммы денег. Однако именно этим я и занимаюсь.

Через несколько месяцев ОБСЕ рискует оказаться парализованной, потому что мы не смогли прийти к соглашению по поводу бюджета на 2005 год и взносам каждой страны в будущем. Речь идет об относительно небольших суммах - в прошлом году бюджет ОБСЕ составил 180 млн. евро (238 млн. долларов), т.е. около 4% ежегодного бюджета округа Колумбия. ОБСЕ работает по предварительным бюджетным договоренностям, а потому не может начать новые виды деятельности или проводить в жизнь важные инициативы. Это абсурдно и постыдно.

Разумеется, споры о бюджете маскируют фундаментальные политические разногласия, выходящие далеко за пределы ОБСЕ. Российская Федерация и некоторые члены Содружества независимых государств заявляют, что организация использует двойные стандарты, что ее способы наблюдения за выборами несовершенны, что слишком много внимания уделяется правам человека и недостаточно -безопасности. С другой стороны, Соединенные Штаты и Евросоюз, похоже, в целом вполне довольны сосредоточенностью на 'человеческом измерении' - на защите основных прав человека и наблюдении за выборами. Они редко поднимают за столом переговоров военно-политические вопросы.

Я чувствую ужесточение позиций всех сторон и слышу речи, неприятно напоминающие эпоху Холодной войны. Если это тупиковая ситуация затянется, авторитет и выживание ОБСЕ окажутся в опасности. Имеет ли это значение? Я убежден, что да.

ОБСЕ зародилась в 1970х из нескольких встреч между двумя противостоящими блоками, у каждого из которых была возможность уничтожить другого. ОБСЕ стала форумом, на котором медленно и болезненно зарождалось доверие. Результатом стали несколько поворотных соглашений, начиная с Хельсинкского, о мерах по укреплению доверия для сокращения риска войны и о новых общих стандартах прав человека и демократических выборов. Нет никаких сомнений в том, что хельсинкский процесс сыграл важную роль в мирном окончании Холодной войны.

После падения коммунизма наши руководители превратили организацию в рабочий орган с сетью представительств на местах. На протяжении 1990х она играла важную роль для предотвращения конфликтов от Крыма до южных Балкан и помогала восстановиться после конфликтов таким разным регионам, как Косово, Таджикистан и Грузия.

ОБСЕ многого добилась при крошечном бюджете. Но будучи единственной организацией в сфере безопасности, равноправными членами которой являются США, Канада, Россия, вся Европа и бывшие советские республики, она могла бы добиться гораздо большего, если бы ее входящие в нее государства обладали политической волей, чтобы позволить ей делать свое дело.

Переходным странам отчаянно необходим опыт ОБСЕ для подготовки полицейских. Все страны хотят увеличить свои возможности в борьбе с терроризмом, и ОБСЕ помогает в этом, предоставляя экспертов по защите аэропортов от переносных зенитно-ракетных комплексов и по изготовлению паспортов, которые террористам сложнее подделывать. Все из нас сталкиваются с такими бедами, как торговля людьми, организованная преступность и расовая и религиозная нетерпимость.

Похоже, впрочем, что многие страны ОБСЕ безразличны к тому, что организация теряет влияние. Наши главы государств не собирались на саммит с 1999 года. Так что можно сделать?

Во-первых, Россия должна перестать препятствовать принятию бюджета и предпринять конструктивные действия для разворота ОБСЕ в том направлении, в котором она хочет, - путем переговоров.

Она должна играть более активную роль в работе организации, направляя больше своих представителей в выездные миссии, предоставляя больше наблюдателей на выборах и выдвигая более весомых кандидатов на высшие должности.

Во-вторых, США и Евросоюз должны серьезно отнестись к тревогам России. Им следует перестать покровительствовать своим партнерам и признать, что не все западные страны являются идеальными демократиями с безупречной ситуацией в отношении прав человека. Они должны уделить больше внимания военно-политическому аспекту безопасности, не ослабляя при этом приверженность ОБСЕ защите прав человека, и прекратить относиться к ней так, как будто она лишь немногим больше неправительственной организации.

В-третьих, высокопоставленные чиновники всех стран ОБСЕ должны обратить на организацию внимание и использовать ее как эффективный инструмент безопасности, каким она и задумывалась. Устных заявлений уже недостаточно.

Автор статьи - министр иностранных дел Словении и действующий председатель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Статья выражает его личное мнение.