Представители администрации Буша любят изображать из себя 'крутых парней', принимающих жесткие решения. И они действовали безусловно жестко в Ираке и Афганистане. Однако в отношениях с Китаем администрация президента Буша демонстрирует необычайную готовность к одностороннему 'разоружению'.

В основе национальной безопасности лежат не только военные решения, но и налоговая, энергетическая и конкурентная политика. И именно в этих областях команда Буша не только постепенно подтачивает влияние Америки и ее возможности для маневра в отношениях с основным конкурентом в долгосрочной перспективе, но и делает нас более чем когда-либо зависимыми от Пекина. Если объединить все решения президента Буша в один законодательный акт, его можно было бы назвать 'Американо-китайским актом зависимости'.

В результате резкого сокращения налогов для богатых слоев населения, а также отсутствия четкой системы расходов в администрации президента и республиканском Конгрессе Китай стал вторым основным держателем долговых обязательств США на общую сумму чуть менее 200 миллиардов долларов. Нет, я не думаю, что Китай так вот вдруг начнет манипулировать американскими долговыми обязательствами. Но не надо рассказывать, что тот факт, что мы все больше влезаем в долговую зависимость от Китая, так как только таким способом мы можем обеспечить вольготные налоговые условия, которыми команда Буша желает пользоваться постоянно, не ограничит наши возможности влияния на Пекин в случае, если он предпримет жесткие шаги в отношении Тайваня.

Налоговые обязательства США - это джокер, который мы сами отдали в руки Китаю, и которым он распорядится по собственному усмотрению в случае конфликта из-за Тайваня.

В энергетической сфере поражает настойчивое стремление американского руководства разрабатывать месторождения на Аляске. 'Я уверен, Китай обрадует решение президента Буша начать разработку месторождений на Аляске, - сказал видный экономист в области энергетики Филип Веледжер-младший (Philip Verleger Jr.). - Из Аляски нефть нелегко перевозить на наши перерабатывающие заводы на северном побережье Мексиканского залива. Самое логичное - поставлять нефть с Аляски на Западное побережье Соединенных Штатов и в Азию. Потребители в Китае и Японии, а не в США будут в выигрыше от обнаружения крупных залежей нефти на Аляске. В случае обнаружения крупных залежей, Китай и Япония смогут увеличить импорт нефти от надежного поставщика - Соединенных Штатов, - в то время как потребители в США по-прежнему будут зависеть от милости ненадежных поставщиков, таких как Венесуэла и Саудовская Аравия. Это простая география. [К тому же] разработка новых месторождений приведет к снижению цен на нефть в ближайшей перспективе, а, следовательно, к увеличению вредных выбросов и потеплению климата'.

Более того, стремление немного увеличить производство нефти отрицательно скажется на охране и рациональном использовании природных ресурсов, создаст условия для нового повышения цен через три-четыре года, 'когда истощающиеся запасы нефти и быстро растущий спрос на это сырье в Китае и Индии приведут к тому, что баррель нефти будет стоить больше 100 долларов', считает г-н Верледжер. Это принесет дополнительные доходы 'не тем' правительствам.

Именно поэтому Америке следует придерживаться того, что я называют 'гео-зеленой стратегией', которая предполагает осуществление геополитических целей с учетом задач по охране окружающей среды. Первым шагом в осуществлении этой стратегии должно быть введение налога на бензин в размере одного доллара за галлон этого топлива. Это поможет сократить дефицит бюджета и заставит автомобильную промышленность страны перейти на использование гибридного топлива и этилового спирта и, тем самым, уменьшит финансовую зависимость страны от Китая и вероятность того, все закончится глобальной войной с Китаем за источники энергии.

И, наконец, что касается конкурентной политики, в этом финансовом году администрация Буша и Конгресс сократили ассигнования Национальному научному фонду на 105 миллионов долларов. По этому поводу очень хорошо высказался Верн Эхрерс (Vern Ehlers) - один из немногих 'инакомыслящих' республиканцев в Конгрессе: 'Это решение говорит об опасном пренебрежении интересами будущего нашей страны ...в то время как наши студенты все больше уступают по уровню знаний в математике и естествознании своим сверстникам в других странах, которые планомерно увеличивают расходы на фундаментальные исследования. Мы не сможем выстоять в международной конкурентной борьбе за рабочие места без подготовленных, образованных кадров'.

Кроме того, китайские власти поощряют новые компании к тому, чтобы те давали своим служащим возможность приобретать акции компании по льготной цене и, тем самым, удерживают новаторов в стране, поощряя их к открытию новых фирм. Американская же администрация продолжает незаметно менять нормативы бухгалтерского учета, по которым американские компании вынуждены будут отказаться от таких привилегий для своих сотрудников уже в июне 2005 года. Эта мера вероятно будет способствовать уменьшению числа компаний, занимающимися высокими технологиями, и оттоку из страны получивших американское образование индийских и китайских специалистов, которые вернутся к себе на родину.

Я не против Китая. Мы должны сотрудничать с Китаем, помогая ему соотносить свою растущую мощь с мировыми стандартами. Однако делать мы это должны с позиции силы, в то время как все действия команды Буша ведут к ослаблению наших позиций.